• Арнайы нұсқа
  • Мобильді нұсқа

You are here

29.01.19, kazpravda.kz: По принципу 4P. Молодые казахстанцы смогут проявить себя в создании социокультурных хабов

В нынешнем году особое место уделяется работе с молодыми людьми, ведь от того, смогут ли они найти свое место в жизни общества, определить ту сферу деятельности, в которой желали бы проявить себя и преуспеть, зависит не только их завтрашний день, но и будущее всей страны. О том, чем можно сегодня помочь молодежи, рассуждает аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Малике Сагындыкова.

– Малике, насколько активно центр будет привлекать молодежь Казахстана к участию в проектах ГЧП?

– В мире идет ребрендинг ГЧП: если изначально проекты были нацелены на объединение ресурсов государства и бизнеса и синергию усилий этих двух участников, то теперь ни один проект нельзя назвать качественным, если он не ориентирован на нужды простого человека. Потому мы взяли за основу философию People First (люди в первую очередь).

Нашим приоритетам целиком соответствует важный принцип 4P: теперь 3P (public – private – partnership) расширяется новым вектором P (people). Таким образом мы неразрывно связываем свою деятельность с людьми. Это идеология Центра ГЧП на 2019 год, и это лучшая мировая практика, подтвержденная ЕЭК ООН. Поэтому все новые проекты ГЧП будут структурированы согласно данной концепции.

Казахстан – молодая страна, и большая часть экономически активного населения – достаточно молодые люди. Потому проекты часто структурируются с учетом интересов именно этой группы. Позиция молодежи крайне важна, ведь именно от молодых людей исходят креативные идеи по решению насущных проблем. Они могут предложить более экономичный, более рациональный и ускоренный выход из сложного положения. Так что мы активно привлекаем к партнерству молодых людей, инвестируем в молодежный потенциал.

Ярким примером этой работы стал конкурс «Хочу в ГЧП», победители которого получают заветный контракт на работу, путевку в новую жизнь. Одна из этих счастливчиков – я, ставшая победителем конкурса 2017 года. Есть еще победители 2018-го, ждем теперь выпускников 2019-го.

«Хочу в ГЧП» уже превратился в наш атрибут качества, благодаря которому центр взращивает новое поколение ГЧП-шников.

– Малике, можно поподробнее о конкурсе, и скажите, что он дал лично Вам?

– Так как университет, в котором я обучалась на магистратуре, сотрудничал с Центром ГЧП, он получил рассылку о том, что проводится конкурс на трудоустройство среди выпускников. Как студентка, посвятившая свою выпускную работу теме ГЧП, я откликнулась одной из первых.

На конкурс подали заявки около 20 выпускников того года из разных вузов, в основном из Астаны. Вроде, недавно защитила диссертационную работу и думала, что на этом закончились мои испытания, но новое ожидало меня впереди – «адские» недели интеллектуального состязания, в каждую из которых выбывали конкурсанты по итогам оценок жюри.

Сам конкурс давал понять, что компания работает не в традиционном формате. К примеру, одним из заданий был elevator pitch, когда за 60 секунд нам предстояло донести членам жюри суть проекта ГЧП и его привлекательность для инвестора, одним словом, «продать» его.

Центр ГЧП развеял все мои стереотипы о трудоустройстве, работодателе, коллективе. Конкурс показал, что можно трудо­устроиться без «связей», раскрыл для меня суть корпоративной культуры, благодаря которой ты всегда мотивирован на рост и постоянно учишься, открывая для себя новые границы, то есть постоянно выходишь из своей зоны комфорта и не стоишь на одном месте.

А еще он подарил мне возможность работать в молодом коллективе единомышленников, рядом с которыми чувствуешь, что ты с ними на одной волне. К слову, у нас есть и коллеги постарше, но на удивление я не столкнулась с конфликтом поколений, наоборот, старшие чему-то учатся у нас, у молодых.

– Что в нынешний Год молодежи планирует инициировать Казахстанский центр ГЧП? И как он будет работать, к примеру, с сельской молодежью в плане вовлечения в проекты?

– В своем выступлении на открытии Года молодежи Президент отметил, что сегодня в Казахстане актуально решение проблем социокультурной адаптации молодежи, развитие конкурентоспособности молодых людей. И когда мы говорим о сельской молодежи, важно учитывать инфраструктуру самих сел. Есть аулы, из которых народ не хочет уезжать – там комфортно, имеются все условия для жизни и развития. А есть населенные пункты, где остаются только пенсионеры, потому что вся молодежь перебирается в город.

Знаете, чем еще отличаются эти села? Степенью вовлеченности населения в решение вопросов их малой родины. Местным исполнительным органам нет необходимости все держать под своим контролем. На это не хватит ни времени, ни сил, поэтому становится важным передать часть полномочий по управлению заинтересованным жителям и бизнесменам, то есть разделить с ними ответственность за село, отдать часть нагрузки молодым и активным. Это и есть практическая реализация философии People First.

– Так чем же удержать молодежь?

– Нужно формировать социо­культурные хабы, ведь есть в селах Дома культуры или клубы, библиотеки, работают при школах спортивные секции, творческие кружки. Конечными пользователями их услуг и стала молодежь в том числе.

В этом плане социокультурные хабы и есть та среда, которая будет удерживать молодых людей в селе, создавая им возможности для самореализации.

Создание социокультурного хаба – это первый шаг к People First, отправная точка, надавив которую можно запустить процесс изменений в селе и в городе, что подтверждено международной практикой. Создавать такой хаб нужно без привлечения капитальных затрат из государственного бюджета и в проект следует привлекать частного партнера, имеющего опыт операционного бизнеса.

Такие предприниматели ориентированы на создание и развитие долгосрочного бизнеса, в отличие от бизнесмена категории «купи-продай», который закупил, перепродал, забрал деньги и ушел.

Что касается алгоритма создания социокультурного хаба, то на сегодня в регионах много социальных объектов, таких как дома культуры, сельские клубы, библиотеки. На их содержание ежегодно выделяются деньги из бюджета. Но большинство помещений простаивает, и отдачи в казну такие объекты не приносят. Так вот Центр ГЧП предлагает не только реконструировать их и модернизировать, а преобразовывать в общественно полезное пространство, чтобы они стали центрами притяжения для местного населения, точками роста не только сел, но и городов.

– Что Вы подразумеваете под общественно полезным пространством?

– Например, возьмем библиотеку. В ее свободных помещениях можно разметить элементы культурно-общественного центра: кофейню, молодежный коворкинг-центр, компьютерный зал, залы творчества и так далее. При этом хаб служит инструментом для вовлечения населения в решение вопросов местного значения. Допустим, жители, обнаружив проблему или неполадки, не просто сообщают об этом в акимат и пассивно ждут изменений, а сами включаются в процесс управления, предлагая свои решения и контролируя процесс исполнения.

В рамках Пяти социальных инициатив Президента до конца 2022 года предусмотрено создание не менее чем 70 тыс. новых студенческих мест в общежитиях, об этом поручении Глава государства напомнил и в своем выступлении 23 января. И в данном направлении Центром ГЧП уже разработан концепт Студенческого дома, который содержит в себе элементы социокультурного хаба, где студент сможет всесторонне развиваться.

Уверена, люди могут выступать не только потребителями услуг, но и активными участниками изменений, в чем и заключается концепция 4P, практическая реализация философии People First. В этом и есть наша долгосрочная стратегия – поддерживать проекты, ориентированные на нужды и интересы обычных людей с активным вовлечением молодежи на всех стадиях реализации.

Источник: kazpravda.kz