• Арнайы нұсқа
  • Мобильді нұсқа

You are here

31.05.17, ABCTV.KZ:ОЭСР рекомендует правительству Казахстану сокращать количество оснований для госзакупа из одного источника.

В последнем послании президента народу, озаглавленном как  «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» указано, что одним из ключевых вопросов аспектов апгрейда страны является совершенствование сферы закупок до конца 2017 года. В связи с этим сейчас министерством финансов разрабатывается проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в сфере государственных и квазигосударственных закупок.

Большая часть этих поправок идут в парадигме рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Более подробно о новеллах и их сути abctv.kz выяснял у главного эксперта сектора по вопросам государственного регулирования АО «Центр развития торговой политики» (ЦРТП) Бекзада Абылкасымова.

– В настоящее время основным вектором продолжения реформ является внедрение передового опыта, основанного на наилучшем опыте стран ОЭСР. Какие рекомендации в сфере государственных закупок предлагает ОЭСР сегодня Казахстану?

– В сфере государственных закупок ОЭСР представляет 12 рекомендаций, которые нацелены на модернизацию систем закупок и могут быть применены на всех уровнях. Рекомендации также охватывают весь цикл закупок путем объединения государственных закупок с другими элементами стратегического управления, такими как бюджетирование, финансовое управление и дополнительные формы оказания услуг. Несмотря на рекомендательный характер правовых инструментов, внедрение стандартов ОЭСР подготовит и приблизит Казахстан к осуществлению плана по вхождению в 30 развитых государств мира.

– Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» принят сравнительно недавно, в декабре 2015 года. С ним что-то не так?

– В целом Закон «О государственных закупках» отражает многие рекомендации ОЭСР. Там детально указаны требования по технической спецификации закупаемых товаров, услуг и работ, а также право выбора критерия заказчиком. Кроме того, в зависимости от уровня сложности товаров, работ и услуг действующий закон предусматривает предварительное обсуждение конкурсной документации, где между потенциальными поставщиками и заказчиками обсуждаются детали времени и места поставок. В законе также отсутствует ограничение на подачу жалобы, а процедура обжалования проводится в режиме реального времени, что повышает уровень прозрачности. Также действует камеральный контроль для своевременного пресечения и недопущения нарушений и снижения административной нагрузки на объекты государственного аудита.

– Какие требуются изменения, чтобы соответствовать рекомендациям ОЭСР? Коснется ли это и других законов Республики Казахстан?

– Если говорить о рекомендациях ОЭСР, то резонно говорить о прозрачности системы государственных закупок, к сожалению, она пока соблюдается частично. Для полного выполнения данной рекомендации в Законе «О государственных закупках» и подзаконных актах следует предусмотреть положения о гарантии защиты коммерческой тайны, производственной и другой конфиденциальной информации. Также следует узаконить обязательства единого оператора в сфере государственных закупок по удалению информации, чтобы исключить ее использование заинтересованными поставщиками в целях нарушения конкуренции в процессе проведения конкурса.

Для полного соответствия казахстанскому законодательству в этой сфере рекомендациям ОЭСР требуется внедрение системных обучающих программ по борьбе с коррупцией, мошенничеством, тайным сговором и дискриминацией. Это значит, что поправки требуются еще и  в Закон «О государственной службе», в приказ «Об утверждении правил переподготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих свою деятельность в сфере государственных закупок» и в Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 152 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы».

Также в Законе «О государственных закупках» нужно предусмотреть императивную норму об опубликовании в открытом доступе для общественности отчета по мониторингу государственных закупок наряду с их отправлением в Администрацию президента и правительство. Такая мера обеспечит более прозрачную деятельность уполномоченного органа по внутреннему аудиту и объектов государственных закупок.

– Не могли бы назвать практические рекомендации, которые выдвигает ОЭСР?

– В данное время в статье 39 Закона «О государственных закупках» указаны 54 основания для применения способа из одного источника, что является чрезмерно емким и большим. Рекомендация ОЭСР – использовать данный способ госзакупок в исключительных случаях и по возможности избегать их из-за высоких рисков коррупции. Для этого в законе необходимо рассмотреть возможность сокращения оснований для использования закупок из одного источника и пытаться избегать применения данного метода.

По рекомендациям ОЭСР, должна быть единая стратегия по дополнительным задачам, таким как по защите окружающей среды, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также  по оценке эффективности в достижении данных задач, что не предусмотрено в действующем Законе «О государственных закупках».

Более того, ОЭСР рекомендует развивать профессиональные кадровые ресурсы, в том числе через создание стратегий или программ по сотрудничеству между органами государственных закупок и образовательными центрами.  Это значит, что в Законе «О государственных закупках» и приказе министра финансов РК «Об утверждении правил переподготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих свою деятельность в сфере государственных закупок» необходимо указать стратегию или программу по сотрудничеству с образовательными центрами.  Данное сотрудничество будет способствовать определенной и налаженной связи между теоретическими знаниями и практикой, а также даст возможность ввести разного рода новшества в систему государственных закупок.

В статье 18 Закона «О государственных закупках» необходимо предусмотреть стратегию по управлению рисками коррупционных проявлений и нормы, предусматривающие повышение осведомленности и знаний специалистов и других участников процесса закупок о стратегиях по управлению рисками, планах их реализации. В частности, нужно ввести программу по защите информаторов, которые сообщают о правонарушениях, проявленных во время проведения процесса государственных закупок.

Подытожив разговор, хочу отметить, что уже сделана масштабная работа по совершенствованию проведения государственных закупок через электронный портал, привлечению всех заинтересованных лиц к обсуждению технической спецификации закупок и осуществлению мониторинга закупок посредством камерального контроля. Ожидается, что реализация вышеуказанных новых мер позволит повысить уровень противодействия коррупции и транспарентности, сократить количество случаев использования закупок из одного источника, а также достичь дополнительных задач государственных закупок, таких как поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инновационных и «зеленых» технологий.