• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Новости

14.01.2020 г.
Логика монопольного рынка

Логика монопольного рынка

​Принимаемые государством меры по улучшению качества жизни казахстанцев охватывают разные сферы, в том числе ЖКХ, где в рамках исполнения поручений Главы государства продолжается работа по снижению тарифов и усилению прозрачности ценообразования. О том, насколько успешным в этом плане был минувший год, своим мнением делится председатель Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Асан Дарбаев.

– Асан Кобентаевич, на состоявшемся в канун нового года заседании коллегии комитета приводились данные о том, что в 2019 году в среднем по стране тарифы на коммунальные услуги удалось снизить на 9%. В сфере водоснабжения сокращение составило 7,9%, отопления – 10,7%, газоснабжения – 7,4%, электроснабжения – 8%. В результате общая потребительская экономия достигла около 40 миллиардов тенге. Какие меры способствовали этому, если поначалу, как мы помним, монополисты явно неохотно «сдавали» свои тарифные позиции?

– Поясню на региональном примере. В соответствии с Законом «О естественных монополиях» предприятия этой сферы обязаны на основе утвержденной тарифной сметы осуществлять полный комплекс мероприятий, предус­мотренных инвестиционной программой, а также предоставлять отчет об этой работе уполномоченному органу. Так вот по итогам деятельности за 2018 год в региональный департамент по регулированию естественных монополий по Кызылординской области было представлено 53 отчета об исполнении тарифных смет 30 предприятиями, а также 8 отчетов по утвержденным инвестиционным программам.

В ходе их анализа региональным органом было установлено немало нарушений, связанных с неосвоением статей затрат по тарифным сметам, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, несоблюдением нормативов расхода по сырьевым материалам, ГСМ, электроэнергии и другим ресурсам. В результате в отношении 18 субъектов естественных монополий введено 29 временных компенсирующих тарифов со снижением от 0,1 до 88,2%. При этом сумма возврата ущерба, причиненного потребителям, составила 1 269,98 миллиона тенге.

– То есть суть санкций состоит в том, чтобы «окультурить» монополистов, заставить их четко следовать условиям тарифных смет и инвестиционных программ…

– Можно сказать и так, хотя в деловой юрисдикции более применимы такие понятия, как «добросовестность», «исполнительность», «законопослушность». Все эти слагаемые в целом и формируют необходимую систему отношений между субъектами и потребителями, на которую мы ориентируемся в своей работе с монопольным и потребительским секторами.

Меры, принимаемые нами в отношении субъектов естественных монополий, способствуют недопущению необоснованного взимания платы с потребителей за регулируемые услуги, препятствуют незаконным действиям монополистов.

К примеру, в той же Кызылординской области с 1 августа введены временные компенсирующие тарифы для населения. В частнос­ти, на услуги теплоснабжения за 1 Гкал с НДС ТОО «Темиржолсу-Кзыл-Орда» – от 2 583,84 тенге до 2 452,08 тенге, или на 5,1%, ТОО «Сырдарья-Нурдаулет» – от 3 757,15 тенге до 561,3 тенге, или на 85,1%.

Для эффективного решения поставленных задач региональным уполномоченным органом усилен контроль над монополис­тами. За неисполнение тарифных смет 22 субъекта естественных монополий привлечены к ответственности с наложением административных штрафов на сумму 25,4 миллиона тенге.

В Атырауской области введены временные компенсирующие тарифы по 18 видам услуг 12 субъектам монополий на общую сумму 236 831,47 тысячи тенге. Коммунальному предприятию «Атырау су арнасы» установлен компенсирующий тариф в размере 161,17 тенге⁄м3 со снижением на 7,15% от ранее действовавшего (173,59 тенге⁄м3).

– Насколько при этом снизилась тарифная нагрузка на потребителей?

– Для населения этот уровень составил 92,63 тенге за кубометр воды со снижением на 8,59%, для других категорий потребителей – 297,62 тенге⁄м3 (ранее действовавший тариф – 316,72 тенге⁄м3) со снижением на 6,03%. При этом общая сумма возврата денег потребителям с учетом ставки рефинансирования Национального банка составила 168 445,54 тысячи тенге. В целом причиненный ущерб потребителям возмещен в сумме 236 831,47 тысячи тенге.

– Какова ситуация в этом плане по Алматы и другим регионам?

– По итогам деятельности субъектами монополий Алматы представлено 128 отчетов, по 111 из которых проведен эксперт­ный анализ исполнения тарифных смет, по 17 – инвестицион­ных программ. По результатам этой работы введены компенсирующие тарифы 20 монополистам по 26 услугам на общую сумму 839 287 200 тенге.

В Северо-Казахстанской облас­ти проанализировано исполнение 49 тарифных смет регулируемых услуг за 2018 год. При этом принято решение об утверждении 19 временных компенсирующих тарифов на общую сумму 331 030,8 тысячи тенге, в том числе на услуги подачи воды по распределительным сетям.

Эти меры введены для возмещения убытков, причиненных потребителям 15 субъектами естественных монополий в результате нецелевого использования средств амортизационных отчислений, неисполнения мероприятий, утвержденных в инвестиционных программах и учтенных в тарифе. В числе таких предприятий ТОО «Айдын Сервис» – 250,42 тысячи тенге, «Камкор Есиль» – 1 800,7 тысячи, «Мамлютское-1» – 13 739 тысяч, «Полтавское» – 416,39 тысячи, «Дания-2014» – 11 408,3 тысячи, ТОО «Иван Зенченко» – 329,62 тысячи тенге.

Антимонопольным органом Туркестанской области введены компенсирующие тарифы в отношении 45 монополистов на общую сумму более миллиарда тенге.

Здесь было представлено 87 отчетов, по 63 из которых проведен анализ на предмет исполнения тарифных смет, и по 24 – инвес­тиционных программ. Не отчитались в установленные сроки 34 субъекта. Все они привлечены к административной ответственности на общую сумму 13,4 миллиона тенге. По итогам анализа за неисполнение тарифных смет, превышающих допустимый законодательством уровень, введены компенсирующие тарифы по 54 услугам 45 субъектам на общую сумму 1 292,9 миллиона тенге. Нанесенный потребителям ущерб будет возмещен полностью в течение года.

– Асан Кобентаевич, в настоящий момент отопительный сезон в самом разгаре, и потребители платят за услуги по теплоснабжению. Каковы новшества в этой сфере?

– По новому законодательству об естественных монополиях потребитель обязан заключать индивидуальные договоры с субъектом естественных монополий на каждый вид регулируемых услуг в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом. Согласно типовому договору (приказ министра национальной экономики РК от 24 июня 2019 года № 58) поставщик обязан обеспечить потребителя тепловой энергией в соответствии с заключенным договором.

По санитарным правилам от 26 октября 2018 года расчетная температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период должна составлять не ниже 20 градусов по Цельсию. В случае, если она ниже, потребитель вправе потребовать от поставщика перерасчета оплаты за теплоэнергию с возмещением реального ущерба. За каждый час несоблюдения норм ее оплата должна быть снижена на 0,15%.

В подобных случаях потребителям следует обратиться в КСК и потребовать от его председателя, чтобы он обратился в сервис­ную компанию для устранения неполадок.

– А что делать, если КСК начинает, образно говоря, «тянуть резину»?

– Тогда потребителям следует обратиться непосредственно в управление контроля и качества городской среды при местных исполнительных органах, которые отвечают за качество работы КСК.

Для того чтобы произвести лабораторные замеры микроклимата в квартирах, нужно прибегнуть к помощи региональных подразделений Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК по месту жительства либо аккредитованных лабораторий.

– Судя по всему, монополисты явно ностальгируют по былым временам, когда все свои издержки, возникающие в том числе из-за расточительства и головотяпства, они могли возлагать на плечи потребителей. При этом всякий тарифный рост сопровож­дается одним и тем же предлогом – изношенностью мощностей. Не пора ли им сначала продемонст­рировать населению уровень соответствия критериям добропорядочности, исполнительности и законопослушности, прежде чем говорить о повышении расценок?

– Общеизвестно, что без инвес­тиций нет модернизации и роста качества предоставляемых услуг, в том числе коммунальной сферы. Качество жизни населения, на повышение которого сегодня государство направляет большие усилия, также невозможно обеспечить без капиталовложений в сферу коммунальной инфраструктуры. И тут, что ни говори, а действовать против логики объективного развития рынка, нецелесообразно.

В предстоящий период планируется привлечь в инфраструктуру естественных монополий около 2,2 триллиона тенге инвестиций, в том числе в сферу ЖКХ – 854 миллиарда. Из них на долю сетей электроэнергии приходится около 500 миллиардов, водоснабжения – около 120 миллиардов, теплоснабжения – около 200 миллиардов тенге.

Что касается тарифов, то в прошлом году на утверждение новых тарифов поступило 23 заявки, из которых по 16 случаям даны уведомления об отказе. Одна заявка находится на рассмотрении в региональном департаменте. Утверждены тарифы и тарифные сметы лишь по 6 заявкам, в частности, по 3 субъектам утверждены тарифы в упрощенном порядке, а по 3 – наоборот, со снижением действую­щих тарифов от 34,6 до 74,1%.

Сумма сэкономленных средств потребителей от рассмотрения заявок на утверждение тарифов за 2019 год составила 7,9 миллиар­да тенге. В январе 2020 года тарифы на тепло, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение остались без изменений, на уровне действующих.

Источник: kazpravda.kz


Читайте также:

Хотите подписаться на наши новости?