• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

3.06.16, kazpravda.kz: Через реформы к высшим стандартам

В рамках первого этапа Комплексного странового обзора Казахстана, проводимого экспертами ОЭСР, определены основные факторы, препятствующие устойчивому экономическому развитию страны и росту благосостояния населения. Для преодоления этих сдерживающих факторов Казахстан проводит институциональные реформы, где особый акцент делается на формирование сбалансированной экономической системы, устойчивой к внешним шокам.

Критерии благосостояния

Сегодня такое емкое понятие, как «благосостояние народа», включает в себя множество аспектов, начиная от материального положения, до различных параметров, характеризующих качество жизни в целом. И в этом смысле считается нормой, когда граждане имеют емкий социальный пакет при доступности к целому ряду других благ, связанных с комфортными условиями труда и отдыха, активной культурной и правовой средой и прочими условиями жизни. Многогранность благосостояния стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяется на основе модели измерения «Как жизнь?», скорректированный вариант которой сегодня применяется для развивающихся стран, в том числе для Казахстана, с учетом их специфических особенностей и условий.

Согласно оценкам экспертов ОЭСР, на сегодня субъективная удовлетворенность качеством жизни в Казахстане несколько повысилась, по сравнению с показателем 2005 года. Уровень неравномерности распределения доходов среди населения (коэффициент Джини) также сократился до 0,28, что, впрочем, еще не является следствием более динамичных процессов в этой сфере. В республике по-прежнему сохраняются существенные различия между регионами, а также городом и селом. Несмотря на улучшение ситуации по большинству рыночных аспектов благосостояния, в том числе охвату населения средним и высшим образованием, доступу к услугам здравоохранения, тем не менее качество государственных услуг в целом остается низким по сравнению со странами, стоящими на порядок выше по развитию. В частности, результаты системы образования и здравоохранения еще не соответствуют тому уровню, что можно было бы ожидать от страны с аналогичными доходами на душу населения, что имеет место в Казахстане.

Состояние жилищно-коммунального сектора также нуждается в коренных преобразованиях, что, по сути, уже происходит в рамках соответствующей программы развития ЖКХ. Эксперты ОЭСР отмечают, что в тех аспектах благосостояния, где государственные услуги играют ключевую роль, Казахстан выигрывает по исходным ресурсам и количеству, но теряет по качеству и эффективности. Результаты работы системы образования, судя по данным Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA), остаются ниже среднего значения. В сфере здравоохранения по-прежнему актуальна проблема распространенности основных инфекционных заболеваний среди населения, в том числе туберкулеза.

В целом для формирования общества равных возможностей Правительству Казахстана предстоит повысить эффективность социальной защиты населения и принципов соцобеспечения, в том числе преодолеть проблему региональных расхождений по уровню доходов населения и другим составляющим основам благосостояния. Сюда можно отнести и вопросы, связанные с отсутствием в отдельных сельских районах необходимой инфраструктуры, дорог, школ и больниц, а порой и доступа к системе современных телекоммуникаций. Безусловно, оторванность подобных сельских территорий от основных благ цивилизации, необустроенность вкупе с низкой деловой активностью явно не способствует тому, чтобы там задерживалась молодежь, причем образованная и квалифицированная. А без притока свежих кад­ров, способных взять инициативу в свои руки, экономику сельских районов поднять невозможно. К тому же для этого нужна и соответствующая государственная идеология, ее носители и проводники, способствующие формированию среди нового поколения сельчан предприимчивых и грамотных хозяйственников, организаторов и рационализаторов, живущих не одним днем.

Между тем благосостояние в том виде, в каком оно воспринимается сегодня в странах ОЭСР, – это результат многих десятилетий, а то и веков эволюций и трансформаций государственных систем, базиса и надстроек, а также общества. Эти страны прошли долгий путь от экстенсивного развития до интенсивных форм хозяйственной деятельности, формируя в сознаниях граждан соответствующего отношения к труду. Поэтому с высоты птичьего полета их сельские угодья радуют взоры наблюдателей, в отличие от той картины, где есть запустение и бесхозяйственность.

Казахстан в этом смысле, как отмечают зарубежные эксперты, форсирует события, проводя масштабные реформы в системе государственного управления, экономики и социума, в ходе которых перед нами открываются новые горизонты возможностей для созидания и преумножения основ нашего благосостояния.

Оптимальные принципы развития

В целом в первом блоке рекомендации Комплексного странового обзора определены семь факторов, сдерживающих на сегодня потенциальный прогресс Казахстана в области устойчивого развития. Это и низкий уровень развития финансового сектора, и зависимость экономики от экспорта природных ресурсов, что в конечном итоге делает экономику чрезмерно подверженной влиянию внешних конъюнктурных колебаний. Девальвация курса национальной валюты, рост цен на товары и услуги как следствие этой подверженности значительно снижают материальное благосостояние граждан, отрицательно сказываясь на уровне потребительской активности населения.

К числу слабых сторон казахстанской специфики также относятся факторы, связанные с относительно низким уровнем развития человеческого капитала, качеством образования, охраной окружающей среды, высокой долей государственного участия в экономике, ограниченной эффективностью госуправления и коррупцией.

Согласно данным Министерства национальной экономики РК, меры по решению данных проблем заложены в новой стратегии развития Казахстана, рассчитанной на 10-летний период. Обуславливая подходы в данной работе, вице-министр МНЭ РК Марат Кусаинов пояснил, что в целях повышения эффективности работы Правительства будут внедрены принципы меритократии и прозрачности. При этом в числе мер стимулирования результативности работы государственных служащих предусматривается применение принципов поощрения и вознаграждения по конечным результатам труда. Кроме того, в целях соблюдения законности будут приняты решительные меры по повышению прозрачности и подотчетности судебной системы. Уже сегодня требования, предъявляемые к работникам данной системы, ужесточены. В данной ветви власти предстоит обеспечить высокую квалификацию и стандарты юридических процедур. Здесь будут внедрены отдельные судебные процедуры по инвестиционным спорам для учета растущей роли инвестиций в экономику государства.

Особый акцент в рамках проводимых реформ делается на формирование экономической системы, более диверсифицированной, сбалансированной и устойчивой к различным внешним шокам. В целях диверсификации экономики и повышения доли добавленной стоимости, произведенной в Казахстане, принимаются меры по привлечению крупных зарубежных корпораций, обладающих высокими технологиями, в экспортоориентированные сектора экономики, такие как переработка, туризм, инфраструктура, промышленность, а также производство продуктов питания.

– Мы уже работаем над снижением уровня регулирования экономики государством, что соответствует принципам рыночной экономики, – отметил Марат Кусаинов.

Существенные перемены ожидаются в сфере антимонопольной службы, деятельность которой будет также приведена в соответствие со стандартами ОЭСР. Новая служба сосредоточится на обеспечении свободной конкуренции на рынке. При этом Правительство РК откажется от существующих механизмов регулирования цен в пользу косвенных и более мягких мер. Роль Правительства будет ограничена созданием продуктивной и комфортной среды для бизнеса.

– Сегодня мы определяем оптимальные принципы ведения денежно-кредитной и фискальной политики. Для усиления роли бизнеса и защиты интересов предпринимателей улучшается работа института бизнес-омбудсмена, – сказал вице-министр.

Для достижения цели, связанной с повышением инвестиционной привлекательности Казахстана в деловом мире, в Астане создается Международный финансовый центр. С учетом перспектив, связанных с сопряжением Экономического пояса Шелкового пути, Евразийского экономического союза и стран АСЕАН, есть большая вероятность того, что МФЦА станет крупнейшим финансовым хабом в Центральной Азии.

В рамках реализации программы «Нұрлы жол» в стране выстраивается новая транспортная инфраструктура, интегрированная в международные системы транзита и логистики, развиваются рынки логистического и другого сервиса. Для расширения конкурентных преимуществ Казахстана на глобальном рынке интеллектуальных продуктов будет продолжена работа в области роста человеческого капитала. Последний фактор, как подчеркивают зарубежные эксперты, особенно скажется в дальнейшем, когда экономика страны выйдет на интенсивный путь развития за счет привлечения инвестиций и технологий, которыми обладают страны ОЭСР.

Инвестиционный климат сегодня

В 2011–2012 годах экспертами Комитета по инвестициям ОЭСР был проведен первый Обзор инвестиционной политики Казахстана. В 2013 году по итогам анализа рекомендаций ОЭСР и изучения международного опыта были выработаны рекомендации по 12 направлениям для дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране.

Как отмечают в МИР РК, на сегодня практически все рекомендации ОЭСР учтены. Так, например, в Казахстане приняты новые правовые стимулы для инвесторов – Предпринимательский кодекс, Закон о государственно-частном партнерстве, а также пересмотрены нормы защиты интеллектуальной собственности и правила привлечения иностранной рабочей силы.

Для реализации рекомендаций, предложенных ОЭСР, принят Детальный план по улучшению инвестиционного климата на основе Первого обзора ОЭСР 2012 года. Данный план направлен на улучшение визового и миграционного режима, ввоз иностранной рабочей силы, имплементацию налогового и таможенного законодательства, получение земли и разрешений на строительство и другое.

Как отмечает министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, в условиях текущих реалий в результате тенденций, связанных с возвращением капитала в развитые рынки, произошел определенный отток иностранных инвестиций из экономики страны. Но подобная динамика в основном характерна для горнодобывающей промышленности, где падение инвестиций составило 58%, сектора нефтедобычи – 62%, в том числе торговли – 47%.

Текущий кризис коснулся почти всех стран с нефтяной экономикой, в том числе государств СНГ с переходной экономикой. Вместе с тем снижение прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую отрасль не превышает 30%, что выглядит не столь значительно на фоне спада инвестиций в горнодобывающей промышленности. Более того, те отрасли, которые таргетируются в рамках программы индустриализации, демонстрируют устойчивый рост.

В 2015 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) увеличились в производство продуктов неф­тепереработки на 81%, почти в 7 раз увеличились ПИИ в машиностроении, в пищевой промышленности – на 30%. При этом доля обрабатывающей промышленности в общем объеме иностранных инвестиций выросла с 15,5% до 17,3%.

Таким образом, благодаря усилиям Правительства РК по стимулированию инвестиций в первой пятилетке индустриализации удалось минимизировать падение инвестиций в обрабатывающий сектор. При этом инвесторы не утратили интереса к Казахстану, что объяснимо новыми перспективами роста в условиях текущих реформ в стране. По данным ЮНКТАД, Казахстан вошел в число 25 стран, которые значительно улучшили инвестиционную политику страны. Из ежегодного отчета Doing Business 2016 следует, что Казахстан по количеству проведенных реформ в сфере упрощения ведения бизнеса в стране входит в топ-10 стран мира, а по региону находится на первом месте.

Автор: Айту СУЛТАНОВ

http://www.kazpravda.kz/fresh/view/cherez-reformi-k-visshim-standartam/