• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Часто задаваемые вопросы

1) Для сведения граждан

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» от 25 января 2017 года №412, функции и полномочия по формированию и реализации государственной политики в области архитектуры, градостроительства, строительства, жилищных отношений, водоснабжения, водоотведения, коммунального хозяйства и обращения с коммунальными отходами (за исключением твердо–бытовых отходов) переданы в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

Вопросы по реализации государственной политики в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения переданы в Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

Вопросы по формированию и реализации государственной политики в области электроснабжения (электросетевые объекты 0,4 кВ), теплоснабжения, в части котельных с установленной мощностью ниже 100 Гкал/час, осуществляющих производство тепловой энергии в зоне централизованного теплоснабжения (кроме автономных котельных), газа и газоснабжения в пределах границ (черты) населенных пунктов переданы в Министерство энергетики Республики Казахстан.

Дополнительно сообщаем, что Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2016 года №295 функции земельного ресурса переданы в Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

2) Предпринимательство

Касательно государственных программ поддержки предпринимательства.

Ответ: Целью Планов совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 354, от 5 декабря 2014 года № 1276 и от 11 марта 2015 года № 124 (далее – План), является максимальный охват предпринимателей мерами государственной поддержки.

В соответствии с пунктом 4 Плана кредиты предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в том числе максимальный лимит финансирования на одного субъекта малого и среднего предпринимательства для всех кредитов, выданных за счет средств Национального фонда Республики Казахстан – 1850000000 тенге.  

Касательно принадлежности к субъекту предпринимательства.

Ответ: Получение справки о категории субъектов предпринимательства возможно на портале «Электронное лицензирование Республики Казахстан» (elicense.kz) при прохождении по ссылке в следующем порядке: «Обслуживание» – «Справки» – «Категория субъекта предпринимательства».

В случае невозможности получения справки на портале «Электронного лицензирования» вы можете обратиться в Министерство, для получения справки о категории требуемых субъектов предпринимательства.

3) Тарифы на услуги:

О тарифах на электрическую энергию.

Ответ: Оказание услуг энергоснабжения (электроснабжения) регламентируются нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике», Типовым договором электроснабжения, утвержденным Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 233 и другими законодательными актами.

По вопросу газоснабжения

Ответ: В соответствии с Законом Республики Казахстан «О газе и газоснабжении» (далее – Закон о газе) Министерство энергетики Республики Казахстан (далее – МЭ РК) ежегодно с 1 июля утверждает предельные цены оптовой реализации товарного газа отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения регионов Республики Казахстан.

4) Отмена государственной пошлины за регистрацию по месту жительства

Ответ:

В настоящее время, процедура регистрации места жительства автоматизирована и не требует отдельного закупа, заполнения бланков и книг регистрации граждан, адресных листов прибытия.

В связи с чем, в проекте нового Налогового кодекса предусмотрена норма по исключению государственной пошлины за регистрацию места жительства.

Данная поправка исключает неверное толкование действующей нормы и негативное восприятие обществом взимания государственной пошлины за временную регистрацию места жительства, а также позволит снизить  финансовую нагрузку на граждан.

5) Касательно разъяснения по направлению средств от приватизации активов НУХ, НХ, НК и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними в Национальный фонд РК.

Ответ:

Во исполнение поручения Главы Государства 10 февраля 2016 года о принятии мер по направлению средств от приватизации в Национальный фонд РК 11 июля 2017 года внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

Согласно данным поправкам поступления от передачи в конкурентную среду активов НУХ, НХ, НК и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, направляются в Нацфонд в порядке и по перечню, определяемыми Правительством Республики Казахстан.

Так, в соответствии с Правилами [1] направление средств от передачи в конкурентную среду активов компаний с прямым государственным участием в Нацфонд, за исключением средств, поступивших в результате дополнительной эмиссии акций компаний в рамках публичного размещения, осуществляется в качестве:

1) поступлений за счет чистого дохода компаний с прямым государственным участием;

2) погашения обязательств перед Нацфондом.

Распределение чистого дохода компаний с прямым государственным участием и утверждение размера средств, направляемых в Нацфонд, осуществляются единственным акционером компаний с прямым государственным участием в рамках внутренних корпоративных процедур.

В свою очередь, сообщаем, что под чистым доходом компании понимается итоговая прибыль за финансовый год после вычета всех расходов и налогов.


[1] Правила поступлений от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, в Национальный фонд Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства РК от 04.06.2018 г. № 323

6) Обязаны ли СЕМ осуществлять закупки товаров работ и услуг не учтенных в тарифе на регулируемую услугу в порядке установленном законодательством о естественных монополиях и Правил?

Ответ:

В соответствии с пунктами 1 статьи 18-4 Закона закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, осуществляется в форме тендера.

Порядок осуществления закупок субъектами естественных монополий затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней определен Правилами закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 (далее - Правила).

Вместе с тем, отмечаем, что согласно пункта 3 статьи 18-4 Закона порядок проведения закупок определенный Правилами не распространяется на случаи проведения закупок:

в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

субъектами естественных монополий, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу.

7) Нужно ли для получения лицензии на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения предприятию иметь в собственности электрические сети (подстанции и линии электропередач)?

Ответ:

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения является лицензируемой.

Так, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения, эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов» от 29 января 2015 года № 60 (далее - Квалификационные требования) определен перечень документов необходимых для получения лицензии для занятия деятельностью по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения.

В соответствии с Квалификационными требованиями не предусмотрено наличие у энергоснабжающей организации на праве собственности электрических сетей (подстанций и линий электропередач).

8) Вправе ли субъект естественной монополии производить закуп ТРУ способом из одного источника у поставщика, не участвовавшего в тендере?

Ответ:

Порядок и особенности осуществления закупок субъектом естественной монополии определен статьей 18-4 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» (далее – Закон) и Правилами закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 (далее- Правила).

В соответствии с пунктом 81 Правил закупки из одного источника – это способ закупок без применения тендера и проводятся только в случаях когда:

1) закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у потенциального поставщика, являющегося субъектом естественной монополии, или какой-либо субъект рынка является единственным потенциальным поставщиком соответствующего вида товара, работ и услуг, или закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у субъекта рынка, занимающего монопольное положение на определенном товарном рынке, или какой-либо конкретный потенциальный поставщик обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг;

2) вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями (землетрясения, сели, лавины, наводнения и другие), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, а также аварийных ситуаций, вызванных промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возникает срочная потребность в данных товарах, работах и услугах, что исключает возможность проведения тендеров;

3) у заказчика, закупившего товары, работы, услуги у какого-либо поставщика, возникает необходимость приобретения у того же поставщика товаров, работ и услуг к данным товарам, работам, услугам в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости;

4) тендер признан несостоявшимся два раза и предпринятые заказчиком меры, предусмотренные подпунктом 1) пункта 51 настоящих Правил, не привели к заключению договора закупок;

5) тендер признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок потенциальных поставщиков.

Таким образом, закупки из одного источника проводятся без применения тендера, с учетом требований пункта 81 Правил. 

Кроме того, субъект естественной монополий при закупке товаров, работ и услуг из одного источника обязан руководствоваться пунктами 81-85 Правил.

9) Касательно процедур подключения и отключения телекоммуникационных услуг АО «Казахтелеком».

Ответ:

По информации АО «Казахтелеком» (далее - Общество) следует, что в соответствии с пунктом 31 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171 (далее - Правила), услуги телефонной связи физическим лицам оказываются на основании Договора об оказании услуг телефонной связи, который вступает в действие после его принятия абонентом путем подачи заявления о заключении договора.

Оказание услуг телекоммуникаций осуществляется на основании Публичного договора на оказание услуг телекоммуникаций для физических 10.01.2019   лиц (далее – Публичный договор), размещенного на сайте Общества www.telecom.kz.

Договор заключается в порядке очередности подачи заявлений на оказание услуг телефонной связи, при наличии технической возможности.

Абонентам для подключения услуг телекоммуникаций необходимо подать заявление одним из доступных способов:

1) подать заявку на подключение услуг телекоммуникаций или заказать обратный звонок для консультации по услугам на портале www.telecom.kz;

2) позвонить в контакт-центр по номеру телефона 160;

3) подойти в ближайший пункт сервиса.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 4 пункта 34 Правил, порядок, условия расторжения определяются условиями Договора.

Согласно подпункту 6 пункта 28 Публичного договора, абонент имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, известив об этом оператора в письменном виде, оплатив ему образовавшуюся сумму задолженности, до даты расторжения договора, а также фактически понесенные расходы, связанные с оказанием услуг, и при условии возврата оборудования (в случае предоставления оператором такого оборудования на условиях ответственного хранения или аренды), если иное не предусмотрено отдельными соглашениями между оператором и абонентом.

Процедура взаимодействия специалистов общества с абонентами, желающими отказаться от услуг телекоммуникаций, определена внутренним документом Общества «Регламент работы с реактивным оттоком абонентов в АО «Казахтелеком» (далее - Регламент).

Согласно пункту 5 Регламента, при обращении абонента по телефону с отказом от услуг, работник Контакт-центра должен информировать абонента, что для отказа от услуг абоненту необходимо лично явится в Пункт сети сервиса к ответственному специалисту. Данное требование объясняется необходимостью проверки выполнения абонентом вышеуказанных условий Публичного договора перед полным отключением услуг телекоммуникаций (проверка наличия задолженности, сдачи оборудования, переданного на условиях ответственного хранения и др.), а также для выявления проблем абонента, связанных с качеством услуги за последний месяц, путем проверки в программном обеспечении наличия зафиксированных обращений абонента с жалобами на качество услуг и выяснения причин отказа от услуг.

Таким образом, действия Общества по порядку заключения и расторжения договоров на оказание услуг телекоммуникаций соответствуют требованиям законодательства Республики Казахстан в области связи и условиям Публичного договора;

10) В интернет магазине заказывала товар, который не имеет соответствующего качества и сертификата. Товар был возвращен, но третий месяц не могу вернуть свои деньги. Кому могу обратиться за защитой моих прав как потребитель.

Ответ:

Согласно подпунктами 4),7),17) и 18) пункта 1 статьи 41  Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее –Закон), общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе осуществлять прием заявлений, жалоб, предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей, оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям, представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем).

Указанные в Вашем обращении вопросы относятся к гражданско-правовым отношениям.

В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным ГПК (статья 7 ГПК).

В этой связи, за защитой нарушенных прав целесообразно обратиться в суд.

11) По применению пенсионерами, являющимися инвалидами или родителями ребенка инвалида стандартного вычета в пределах 75 – кратного минимального размера заработной платы

Ответ:

Восстановление нормы, действовавшей с 2009 года для поддержки пенсионеров, являющихся инвалидами или родителями ребенка инвалида, предусматривающей освобождение дохода таких физических лиц от налогообложения в пределах 75 – кратного МЗП рассматривается в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» (далее - Законопроект).

На сегодняшний день, Законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

12) Расчет ИПН  для низкооплачиваемых работников с заработной платой ниже 25 МРП в месяц

Ответ:

Согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс, с 1 января 2019 года предусматривается корректировка налогооблагаемого дохода на 90% в сторону уменьшения для низкооплачиваемых работников с заработной платой ниже 25 МРП в месяц.

Расчет производится по следующему примеру:

Допустим, заработная плата работника в месяц составляет 63 125  тенге (25 МРП). От этой суммы будет вычитаться сумма обязательных пенсионных взносов в размере 10%, то есть 6312 тенге, остается – 56 813 тенге. Вычитается 1 МЗП – минимальный необлагаемый доход – 42 500 тенге. Остается 14 313 тенге, который и является налогооблагаемым доходом (НОД). По действовавшему механизму сумма налога составила бы 10% от НОД, то есть 14 313*10%=1431 тенге.

По новому механизму сумма НОД будет уменьшаться на 90%: 14 313 – (14313*90%)=1431тенге. Данная сумма будет облагаться по ставке ИПН в размере 10%. Таким образом, из расчета 1 431*10% ИПН составит 143 тенге.

Из примера видно, что фактически сумма налога будет снижаться в 10 раз с 1 413 тенге до 143 тенге.

13) Какие товары подлежат  лицензированию при импорте/экспорте из третьих стран?

Ответ: Государствами-членами ЕвразЭС в торговле с третьими странами применяются единые меры нетарифного регулирования, в том числе единый порядок их администрирования.

Так, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

В указанный перечень включены товары, запрещенные и ограниченные к ввозу и вывозу с/на таможенную территорию ЕвразЭС. Указанный перечень опубликован на сайте ЕЭК http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/nontariff/Pages/ed-perechen_title.aspx

14) Какие государственные органы выдают лицензии на экспорт/импорт товаров?

Ответ:

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 287 определен перечень товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежат лицензированию, а также перечень лицензиаров и государственных органов, которые осуществляют согласование выдачи лицензии.

В этой связи, при оформлении лицензии на экспорт/импорт товаров необходимо руководствоваться указанным Постановлением.

15) На какие товары установлен запрет на вывоз с территории Республики Казахстан?

Ответ: В настоящее время в Республике Казахстан, действует запрет на вывоз в третьи страны лесоматериалов, регенерируемой бумаги, картона и макулатуры.

Также, между Республикой Казахстан и Российской Федерацией действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан.

Согласно нормам Соглашения Республика Казахстан обеспечивает запрет экспорта отдельных видов нефтепродуктов из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Таможенного союза.

16) Какие льготы предоставляются экспортерам третьих стран при ввозе импортной продукции на территорию ЕАЭС?

Ответ: На территории ЕАЭС действует единая система тарифных преференций ЕАЭС с целью содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении ряда импортной продукции, которая предусматривает применение:

  • нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран,
  • ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ ЕАЭС в отношении преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран.

Порядок получения тарифных преференций, а также условия для их предоставления являются едиными во всех государствах-членах ЕАЭС, который утвержден решением Совета Комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47.

Для получения тарифных преференций в первую очередь, необходимо понять, может ли ввозимый товар претендовать на получение тарифных преференций. Для этих целей необходимо проверить, относится ли страна происхождения товара к развивающейся или наименее развитой и относится ли ввозимый товар к категории преференциальных.

Перечни стран-пользователей системы тарифных преференций утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130. Перечни преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифных преференции, утверждены решением Совета ЕАЭС № 8 от 13 января 2017 года.

На сегодняшний день, пользователями системы преференций ЕАЭС являются 49 наименее развитых стран и 104 развивающиеся страны.

17) Что делать, если против моей компании начато специальное защитное, антидемпинговое или компенсационное расследование иностранным государством?

Ответ:

Министерство национальной экономики Республики Казахстан совместно с государственными органами Республики Казахстан проводит работу по защите интересов казахстанских предприятий в случае инициирования или введения третьими странами каких-либо мер (в том числе специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных), ограничивающих доступ казахстанских товаров на рынки других стран (взаимодействие с уполномоченными органами государств, инициирующих и проводящих расследования, направление позиций и мнений, оперативная передача ответов на вопросники, участие в публичных слушаниях и др).

В случае инициирования третьими странами какого-либо расследования, продвижение процесса по проработке с иностранными государственными органами вопроса завершения расследований без применения каких-либо мер напрямую зависит от активного участия, инициатив и вовлеченности отечественных производителей, в отношении которых проводятся расследования.

Так, в случае начала разбирательств в отношении казахстанских товаров заинтересованным предприятиям необходимо:

  • уведомлять Министерство и сотрудничать в рамках проводимого разбирательства;
  • после получения соответствующих уведомлений иностранных государств необходимо зарегистрироваться в качестве участника расследования;
  • предоставление в установленные сроки ответы на вопросники;
  • участие в публичных слушаниях, и др. процедурные моменты.

Важным моментом является взаимодействие с уполномоченным органом третьей страны, инициирующим расследование. Такое взаимодействие необходимо осуществлять при координации с МНЭ.

При этом, Министерство готово оказать консультативную и аналитическую поддержку казахстанским предприятиям в случае инициирования третьими странами расследований и принятии торговых мер.

18) Что необходимо для пересмотра ставки ввозной (импортной) таможенной пошлины?

Ответ:

Учитывая, что Республика Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), решение по изменению ставок ввозных таможенных пошлин принимаются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), на основании предложений государств-членов ЕАЭС.

При этом следует отметить, требования по составу информации для формирования заявки предусмотрены решением Коллегии ЕЭК  от 27 апреля 2015 года № 45 «Порядок внесения в  ЕЭК предложений государств-членов ЕАЭС об установлении ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные), тарифных льгот, случаев и условий предоставления тарифных льгот».

В этой связи, для проведения соответствующей работы заявителю необходимо представить в Министерство обоснование предлагаемой меры, включая коды ТН ВЭД, соответствующие товарам; объемы производства или реализации товаров за последние три года, возможные потери бюджета в случае введения предлагаемых мер, и иную информацию предусмотренную указанным Решением.

19) Что изменилось со вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

Ответ: Казахстан стал членом Всемирной торговой организации (ВТО) 30 ноября 2015 года.

Главным условием членства в ВТО является соответствие национального законодательства правилам данной организации. Изменения законодательства проводились на протяжении последних 10 лет переговоров Казахстана. Значительное совершенствование претерпело законодательство в сфере валютного регулирования; ценообразования и развития конкуренции; налоговой политики; таможенного регулирования; лицензирования импорта; а также применения мер безопасности продукции, включая техническое регулирование, и санитарные и ветеринарные меры; и защиты прав интеллектуальной собственности.

Так, для облегчения процедур ведения бизнеса, а также улучшения общего инвестиционного климата Казахстана внесены изменения более чем в 50 законодательных актов Республики Казахстан.

Также изменялась международная база соглашений, заключенных в рамках Евразийского экономического союза, которая затрагивают сферу внешней торговли.

По итогам двусторонних и многосторонних переговоров по вступлению в ВТО Казахстаном приняты обязательства по вопросам торговой и экономической политики Республики Казахстан, по доступу на рынок товаров и услуг.

Членство в ВТО дает возможность стимулировать развитие собственного экспорта, так как снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам и открывает свободный доступ на внешние рынки. Созданы условия для развития инвестиционного климата. Членство Казахстана в ВТО создало приток иностранных инвестиций в экономику страны в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытость экономики, улучшение законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов и развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, поспособствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест и повышению уровня квалификации местных специалистов.

20) Касательно софинансирования Акмолинской области в размере 3% (по аналогии с городом Нур-Султан) по проектам, реализуемым в рамках Комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Нур-Султан до 2020 года и Плана развития ЩБКЗ, т.к. область является субвенционной и имеет статус пристоличной. (Бюджетным законодательством определена доля софинансирования из местного бюджета проектов, на реализацию которых выделяются средства из республиканского бюджета, в виде целевых трансфертов на развитие, в размере 10% для всех областей, а для города Нур-Султан – в размере 3%).

Ответ: Город Нур-Султан является местом расположения центральных государственных органов и различных международных организаций и в основном целевые трансферты на развитие из республиканского бюджета выделяются на реализацию стратегически важных и дорогостоящих объектов, где в дальнейшем проводятся мероприятия международного и республиканского значений.

Снижение объема софинансирования из местного бюджета потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета.

Вместе с тем, стоит отметить, что по республике из

17 регионов 13 является субвенционными и также несут определенную бюджетную нагрузку по реализации мероприятий программных документов и софинансированию инвестиционных проектов.

Учитывая вышеизложенное, снижение объема софинансирования только для Акмолинской области до 3% не представляется возможным.

Также отмечаем, что из республиканского бюджета на 2019 год бюджету Акмолинской области предусмотрены целевые трансферты на развитие социальной и инженерной инфраструктуры окраин городов в сумме 7,2 млрд. тенге и целевые текущие трансферты на реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл - Ел бесігі» в сумме 1,6 млрд. тенге.

Кроме того, при определении объемов трансфертов общего характера на 2017-2019 годы в целях расширения финансовой самостоятельности и ответственности акимов за развитие региональной инфраструктуры увеличен прогноз развития местных бюджетов с 6,3% до 18,3%.

Это означает, что при расчете прогноза расходов местных бюджетов заложены средства на строительство (реконструкцию) в больших объемах, чем в предыдущие года.

Так, прогноз бюджета развития Акмолинской области, учтенный при расчете трансфертов общего характера на 2017 год, составил  27,3 млрд. тенге, что превысило прогноз 2016 года на 16,6 млрд. тенге.

При определении трансфертов общего характера на 2020-2022 годы будет проработан вопрос увеличения прогноза бюджета развития местных бюджетов.

21) Касательно расхождения статистических и фактических данных по численности населения агломерационной зоны (по данным органов статистики, численность населения в зоне Астанинской агломерации – 67,4 тыс. человек, что меньше фактических данных в 2,2 раза. В связи с постоянным демографическим ростом, имеющаяся сеть дошкольных организаций в пристоличной зоне не обеспечивает запланированного охвата детей дошкольным воспитанием и обучением, не выдерживаются нормативы по обеспечению доступности и качества медицинских услуг, получения медицинской помощи.

Также необходимо отметить, что при формировании трансфертов общего характера (ТОХ) в расчете применяются статистические данные, фактические не учитываются. Таким образом, при расчетах, объем ТОХ на трехлетний период заведомо занижен, так как рассчитывается на одного услугополучателя, в связи с этим на местный бюджет ложится дополнительная нагрузка. При расчете ТОХ предлагается учитывать фактическую численность населения согласно информации акиматов областей и учитывать прогнозируемые данные).

Ответ: В соответствии с Методикой расчетов трансфертов общего характера (далее – Методика) (приказ МНЭ от 11.12.14г. № 139) при расчете прогнозного объема текущих затрат применяется прогнозная численность населения (по области, городам республиканского значения, столице) по данным статистики.

Численность населения страны и ее регионов в межпереписной период изменяется за счет естественного (данные о родившихся и умерших) и миграционного (данные о прибывших и выбывших по месту постоянной регистрации) приростов (убыли).

Необходимо отметить, что при определении трансфертов общего характера

на 2017-2019 годы для Акмолинской области применена прогнозная численность населения, превышающая статистические данные по численности населения.

Так, прогнозный показатель численности населения по Акмолинской области составил на 2017 год - 750 558 человек, что превышает статистические данные на 16 189 человек, на 2018 год – 754 430 человек - превышение составило 15 488 человек, на 2019 год – 758 942 человек, превышение - 19 457 человек.

В настоящее время в Методику вносятся поправки, предусматривающие, что показатели численности будут учитываться по данным МТЗСН. Также предусматривается, что в случае снижения прогноза численности, будет применяться прогноз численности года предшествующего трехлетнему планируемому периоду.

22) Касательно строительства и реконструкции дорог (мкр. «Батыс-2», пр. Тауелсиздик, пр. Санкибай батыра, ул. Арынова, путепровод «Сельмаш» г.Актобе) города Актобе (необходимо дополнительное выделение средств из республиканского бюджета)

Ответ: При уточнении республиканского бюджета на 2018 год на начало реализации проекта «Строительство путепровода по  ул. Арынова в районе «Сельмаш» г.Актобе» выделено 400,0 млн. тенге. В текущем году на продолжение проекта выделено 1 051,0 млн. тенге.

По остальным проектам бюджетные заявки не поддержаны в связи с ограниченностью средств в рамках доведенного лимита. Вопрос финансирования данных проектов будет рассмотрен в последующие годы в порядке утвержденном бюджетным законодательством.

23) По необходимости внесения изменений в Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года № 66, для оказания социальной помощи специалистам сферы здравоохранения в моногородах Каратау, Жанатас, Шу.

Ответ: Согласно пункту 8 статьи 18 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» реализация Проекта направлена на поддержку специалистов социальной сферы, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты.

Необходимо отметить, что действия данной статьи направлены на развитие только сельских территорий и соответственно распространение данного Проекта на городские населенные пункты будет противоречить требованиям указанного Закона РК.

Кроме того, предоставление мер социальной поддержки в рамках Проекта «С дипломом в село» для специалистов, прибывающих в города, приведет к оттоку специалистов из сельской местности и еще большему увеличению дефицита кадров.

24) Касательно принятия соответствующих мер по строительству моста для пешеходов через железнодорожные пути в поселке Белкуль (г. Кызылорда) (стоимость проекта238,1 млн. тенге.)

Ответ: Акиматом Кызылординской области при формировании республиканского бюджета на 2020-2022 годы представлена в МНЭ бюджетная заявка на реализацию данного проекта.

Отбор бюджетных инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с приоритетами региональной политики определенными в Госпрограмме развития регионов до 2020 года. В связи с ограниченим бюджетных средств в первоочередном порядке выделяются средства на завершение строящихся проектов, а также решение наиболее острых вопросов жизнеобеспечения центров агломерации, центров функциональных городских районов, городов третьего уровня (моно- и малые города), а также опорных сельских населенных пунктов.

В этой связи данный проект в текущем году не поддержан. Вопрос его финансирования возможно рассмотреть в последующие годы в порядке утвержденном бюджетным законодательством.