• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Членство Казахстана в ВТО

Об обязательствах принятых Республикой Казахстан в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО)

Республика Казахстан с 30 ноября 2015 года является официальным 162 членом Всемирной торговой организации.

Главным условием членства в ВТО является соответствие национального законодательства правилам данной организации. Изменения законодательства проводились на протяжении последних 10 лет переговоров Казахстана. Значительное совершенствование претерпело законодательство в сфере валютного регулирования; ценообразования и развития конкуренции; налоговой политики; таможенного регулирования; лицензирования импорта; а также применения мер безопасности продукции, включая техническое регулирование, и санитарные и ветеринарные меры; и защиты прав интеллектуальной собственности.

Так, для облегчения процедур ведения бизнеса, а также улучшения общего инвестиционного климата Казахстана внесены изменения более чем в 50 законодательных актов Республики Казахстан.

Также изменялась международная база соглашений, заключенных в рамках Евразийского экономического союза, которая затрагивают сферу внешней торговли.

По итогам двусторонних и многосторонних переговоров по вступлению в ВТО Казахстаном приняты обязательства по вопросам торговой и экономической политики Республики Казахстан, по доступу на рынок товаров и услуг.

1. По субсидированию сельского хозяйства

Казахстану удалось отстоять наиболее льготные условия развития отрасли в рамках членства в ВТО. Так, основные договоренности по государственной поддержке сельского хозяйства включают следующее:

«Зеленая корзина»

Под «зеленой корзиной» следует понимать меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю: институциональное развитие отрасли, строительство инфраструктуры на селе, борьба с вредителями и болезнями животных и растений и т.д. Данные меры предоставляются без каких-либо ограничений.

«Желтая корзина»

Под «желтой корзиной» понимаются меры, влияющие на цену и себестоимость сельскохозяйственной продукции и, соответственно, оказывающие искажающее воздействие на торговлю.

Казахстану удалось отстоять особое условие и закрепить пороговый уровень данной поддержки в размере 8,5% от ВП сельского хозяйства. При этом по правилам ВТО, Казахстан вправе оказывать эти 8,5% дважды (или 17% от ВП сельского хозяйства):

1. Без привязки к продукту на сумму равную 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства (к примеру, субсидии на удешевление процентной ставки аграрных кредитов, поддержка в форме списания задолженности по кредитам, финансирование лизинга сельхозтехники и т.д.);

2. С привязкой к конкретному продукту на сумму равную 8,5% от валовой стоимости данного продукта (т.е. 8,5% от стоимости производства пшеницы, ячменя, хлопка, мяса, молока и т.д.).

2. По местному содержанию

2.1. Местное содержание в закупках товаров недропользователями

Казахстан отменил требования «местного содержания» в товарах при заключении контрактов на недропользование после 1 января 2015 года. При этом, для контрактов на недропользование, заключенных до 1 января 2015 года закреплен переходный период до окончания изначального срока контракта или до 1 января 2021 года, где существуют требования по местному содержанию на прежних условиях. Аналогичное требование установлено Договором о Евразийском экономическом союзе

2.2. Местное содержание в закупках работ и услуг недропользователями

В ходе переговорного процесса Казахстан отстоял требование соблюдения недропользователями казахстанского содержания при закупке работ и услуг, а также требование привлечения квалифицированных казахстанских кадров.

Казахстан вправе требовать долю казахстанского содержания в услугах (включая работы) и найме квалифицированных кадров до 50% при предоставлении права недропользования.

Также Казахстан при закупе недропользователями работ и услуг отстоял право требовать предоставление 20% условной скидки казахстанским производителям работ и услуг:

- в течение 6 лет после вступления Республики Казахстан в ВТО, при проведении конкурсов по закупу услуг, недропользователи (организаторы конкурса) при определении победителя обязаны будут условно уменьшать на 20% цену конкурсной заявки только для тех участников конкурса (юридических лиц-поставщиков услуг), в которых, как минимум, 75% квалифицированных кадров являются гражданами Республики Казахстан.

- по истечении 6 лет с момента вступления Республики Казахстан в ВТО (с 2022 года), недропользователи будут обязаны предоставлять 20% условную скидку только тем юридическим лицам (поставщикам услуг), в которых, как минимум, 50% квалифицированных кадров являются гражданами Казахстана.

Кроме того, с момента вступления в ВТО отменяются требования о «местном содержании» в коммерческих закупках всех предприятий, которые принадлежат, либо прямо или косвенно контролируются государством, включая ФНБ «Самрук-Казына» и иные национальные холдинги и компании, а также АО и ТОО с их участием.

Справочно:

В практике ВТО прецеденты по предоставлению переходных периодов для устранения несоответствующих ВТО мер в квазигосударственном секторе отсутствуют. Так, н-р, обязательства недавно вступивших стран, как Российская Федерация, Украина, Таджикистан, Кыргызстан, Вьетнам, Черногория, предусматривают, что любые покупки или продажи предприятиями, которые контролируются или принадлежат государств(ом)у, не для правительственного пользования или потребления, будут осуществляться в соответствии с коммерческими соображениями с даты вступления в ВТО.

3. О тарифных обязательствах РК, принятых при вступлении в ВТО

Казахстан вступил в ВТО на тарифных обязательствах, оговоренных в результате двусторонних переговоров со странами-членами ВТО.

Вместе с тем учитывая, что Республика Казахстан является членом ЕвразЭС, в рамках которого применяется единый внешнеторговый режим, совместно с членами ВТО выработана схема исполнения казахстанских обязательств перед ВТО выраженная в том, что товары, по которым у Казахстана ставки ввозных таможенных пошлин ниже тарифных обязательств Российской Федерации, на основе которых сформирован Единый таможенный тариф ЕвразЭС (далее – ЕТТ), Казахстан будет применять изъятия из ЕТТ (далее – Перечень изъятий).

В отношении данных товаров, с момента вступления в ВТО (декабрь 2015 года) Республика Казахстан ежегодно с 1 декабря пересматривает размеры таможенных пошлин, и применяет изъятия из ЕТТ, до перехода на конечные уровни таможенных пошлин, предусмотренных тарифными обязательствами Казахстана принятых в ВТО.

Справочно: В соответствии с обязательствами Перечень изъятий будет применяться Казахстаном в течении 4 лет после установления конечного уровня связывания тарифных обязательств Казахстана. После чего Казахстан вправе перейти на ставки таможенных пошлин, закрепленных в ЕТТ, а также начаты переговоры со странами ВТО по компенсациям с учетом изменений в динамике импорта товаров изъятия от применения более низких уровней импортных таможенных пошлин.

Перечень тарифных линий, по которым обязательства Казахстана отличаются от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ включает порядка 3,5 тысяч позиций (на версии ТН ВЭД 2007 года).

Так, на 2015 год количество изъятий составило 1447 товарных позиций, которые утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 года № 59 «О перечне товаров, в отношении которых

Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин».

При этом, очередная актуализация перечня изъятий 2016 и 2017 годы составила 1914 и 2475 товарных позиций соответственно. Данный перечень изъятий утвержден приказом Министра национальной экономики РК от 9 февраля 2017 г. № 58 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых применяются ввозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия».

Вместе с тем, наибольшие изменения в сравнении с действующим уровнем ЕТТ касаются товаров химической промышленности, автомобилей, пищевых продуктов (мяса и мясопродуктов, рыбе и др.), лесоматериалов, самолетов, оборудования, в том числе медицинского оборудования и фармацевтической продукции.

4. Обязательства по доступу на рынок услуг

В рамках ВТО приняты обязательства по доступу на рынок услуг, которые закреплены в консолидированном Перечне специфических обязательств Казахстана по услугам.

Обязательства приняты по 10 секторам и включают в себя 116 подсекторов услуг.

В целом обязательства Казахстана отражают условия доступа иностранных поставщиков услуг, действующие на момент вступления в ВТО, за исключением доступа на рынок телекоммуникационных и финансовых услуг, условий въезда и временного пребывания иностранной высококвалифицированной рабочей силы, переводимой транснациональными компаниями в рамках внутрикорпоративных переводов. В данных сферах были приняты обязательства по упрощению действующего на момент вступления режима.

В частности, в сфере въезда и временного пребывания иностранной квалифицированной рабочей силы, в отношении лиц, перемещаемых в рамках внутрикорпоративных переводов (ВКП), являющихся высококвалифицированными иностранными кадрами (первые руководители компании и их заместители, менеджеры и специалисты), переводимых транснациональными компаниями в свои дочерние организации или филиалы, учрежденные в Казахстане:

- отменяются квоты, ежегодно утверждаемые Правительством РК;

к 2021 году отменяется тест на экономическую целесообразность при переводе менеджеров и специалистов. В отношении руководителей данный тест не применяется с момента вступления;

- и самое важное это то, что Казахстан отстоял возможность применения 50% ограничения на количество иностранных менеджеров и специалистов в рамках одной компании. В отношении иностранных руководителей (первые руководители и их заместители) данное ограничение не применяется.

Существенные обязательства были приняты по либерализации доступа иностранных поставщиков на рынок финансовых услуг.

Так, были приняты обязательства к 2021 году разрешить учреждение на территории Казахстана прямых филиалов иностранных банков и страховых/перестраховочных организаций и компаний, оказывающих посреднические услуги в области страхования. При этом, Казахстан установил ряд требований к учреждению таких филиалов:

установлен минимальный размер активов родительского банка и страховой/перестраховочной организации, необходимого для открытия филиала в Казахстане в размере 20 и 5 млрд. долларов США соответственно;

закреплено требование к минимальному размеру депозита, который вправе принимать филиал иностранного банка от физических лиц в размере свыше 120 тыс. долл. США.

Кроме того, через 3 года после вступления в ВТО будет разрешено иностранным страховым компаниям осуществлять прямое страхование за рубежом рисков, связанных с услугами морского транспорта (за исключением судов, предоставляющих услуги каботажа), коммерческой авиацией, запуском и фрахтом космических полетов (включая спутники), а также рисков по перевозке товаров, самих транспортных средств и вытекающей из этого ответственности. В отношении остальных рисков обязательства не принимаются.

К указанному времени также будет снято 85% ограничение на перестрахование рисков за рубежом в отношении вышеуказанных видов рисков, по которым будет разрешено прямое страхование за рубежом. В отношении остальных видов рисков 85% ограничение на перестрахование за рубежом будет сохранено.

Вместе с тем, зафиксирован запрет на учреждение в РК филиалов иностранных компаний, управляющих пенсионными активами и 50% ограничение на иностранное участие в компаниях, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами. (суммарный уставный капитал организаций, с иностранным участием не может превышать 50% совокупного объявленного уставного капитала всех организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами Республики Казахстан).

Важно отметить, что Казахстан сохраняет возможность применения различных пруденциальных мер регулирования с целью обеспечения стабильности финансового рынка.

Следует отметить, что, хотя Казахстаном и были приняты обязательства по снятию ограничения на иностранное участие в телекоммуникационном секторе по истечении переходного периода, условия доступа на рынок телекоммуникационных услуг были либерализованы не зависимо от вступления в ВТО.