• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Уважаемые участники встречи!

Рад поприветствовать вас на очередной ежегодной отчетной встрече.

Знаменательно, что наша встреча проходит в преддверии 20-летнего юбилея нашей столицы – Астаны, и, пользуясь случаем, хочу поздравить с наступающим юбилеем.

Сегодня я хочу рассказать об основных итогах деятельности Министерства национальной экономики за 2017 год и о задачах на текущий год.

Наше Министерство, как координатор социально-экономической политики, обеспечивает целостность и эффективность национальной экономики для повышения качества жизни и благосостояния населения.

В прошедшем году Министерством продолжалась реализация Стратегии 2050, 5 институциональных реформ и поручений Главы государства по обеспечению устойчивого роста экономики.

1. Состояние экономики Казахстана в 2017 году

Экономическое развитие нашей республики прошло адаптационный период к новым реалиям, и опередило среднемировые темпы роста, составив 4%.

Хочу отметить структурные преобразования в экономике – 2/3 (две трети) роста обеспечены несырьевым сектором.

В 2017 году практически все подотрасли экономики показали положительный рост. Из ключевых 32 отраслей в отрицательной зоне оказалась только 1 отрасль (производство резины и пластмассы снизилось на 0,2%), тогда как в 2016 году в минусе были 10 отраслей.

Ключевую роль в росте сыграл благоприятный макроэкономический фон, сопровождаемый замедлением уровня инфляции до 7,1% против пика 13,6% в 2015 году.

Также положительный эффект оказала реализация стратегических документов и государственных программ.

Хочу остановиться подробнее на государственных программах.

По Карте индустриализации в 2017 году введено 120 проектов на сумму порядка 1,5 трлн. тенге. Создано 10 тыс. постоянных рабочих мест.

В рамках «Нұрлы жол» реконструкцией было охвачено свыше 4 тыс. км автодорог, транзитные контейнерные перевозки увеличились на 30%.

В прошлом году стартовала программа «Нұрлы жер». В целом в эксплуатацию сданы рекордные 11,2 млн. кв. метров жилья (6,2% к 2016 году), более 100 тыс. семей получили новое жилье.

По Госпрограмме развития агропромышленного комплекса за прошедший год был образован 851 кооператив, заготовлено около 132 тыс. тонн молока и 33 тыс. тонн плодоовощной продукции.

В рамках Дорожной карты бизнеса удешевлены и прогарантированы кредиты на 286 млрд. тенге, обучено 23 тыс. предпринимателей. Всего поддержку получили 192 тыс. субъектов бизнеса или на 10,3% больше по сравнению с 2016 годом.

По линии Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства поддержаны 500 тысяч граждан, из них на постоянные рабочие места трудоустроены 315 тысяч человек.

В 2017 году начата реализация Национальной экспортной стратегии, охватившей мерами поддержки 400 производителей-экспортеров (каждый четвертый экспортер) на 50 млрд. тенге.

Свидетельством позитивных изменений в 2017 году стало подтверждение уровня инвестиционной надежности Казахстана международными рейтинговыми агентствами и улучшение прогноза с «Негативного» на «Стабильный».

По результатам исследования 2018 года в Рейтинге мировой конкурентоспособности (Международный институт развития менеджмента – IMD) Казахстан занял 38 место (47 место в 2016 году и 32-е в 2017 году).

Также в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности (ГИК ВЭФ) Казахстан расположился на 57 месте из 137 стран.

Таковы итоги экономического развития Казахстана, теперь остановлюсь на основной деятельности Министерство национальной экономики в 2017 году и задачах на текущий год.

1) Принятие и реализация Стратегического плана до 2025 года

Одной из важнейших задач Министерства в прошлом году была разработка масштабного документа – Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года. Стратегплан до 2025 года запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в Послании народу Казахстана.

Главная цель до 2025 года – добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран ОЭСР.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить среднегодовой рост экономики на уровне

4,5-5,0% и довести ВВП на душу населения до 46,1 тыс. долл. США (по паритету покупательской способности).

В рамках Стратегического плана до 2025 года предусматривается проведение 7 системных реформ. Это:

1. Развитие человеческого капитала для устойчивого роста;

2. Технологическая модернизация отраслей с применением технологий Индустрии 4.0, цифровизация экономики и создание инфраструктуры инноваций;

3. Активизация частного сектора за счет развития конкурентной среды и экспортного потенциала;

4. Создание благоприятного социально-экономического климата за счет соблюдения законов, предотвращения коррупции и развития правовой культуры;

5. Сокращение социально-экономического разрыва между регионами при обеспечении базового уровня качества жизни;

6. Становление единой нации сильных и преданных стране людей, повышение личной конкурентоспособности и прагматизма граждан;

7. Повышение роли центральных государственных и местных исполнительных органов, и организаций как агентов перемен в стране.

Это большая задача, требующая скоординированных действий центральных и местных исполнительных органов, а также бизнес среды.

В настоящее время Министерством проводится работа по приведению действующих стратегических и программных документов в соответствие с приоритетами Стратегплана.

2) Обеспечение макроэкономической стабильности

Ключевой задачей Министерства является обеспечение макроэкономической стабильности. С этой целью реализован комплекс задач по регулированию инфляционных процессов и укреплению устойчивости государственных финансов.

С целью пресечения ценового сговора и необоснованного роста проводится постоянный мониторинг и анализ товарных рынков на социально-значимые товары. По итогам этой работы в рамках антимонопольного законодательства принимались соответствующие меры реагирования.

В рамках Закона РК «О регулировании торговой деятельности» на каждый квартал устанавливаются пороговые значения розничных цен на социально- значимые продовольственные товары и размер предельно допустимых розничных цен на территории области, города республиканского значения.

Для укрепления устойчивости государственных финансов в 2017 году началась реализация новой Концепции формирования и использования средств Нацфонда, согласно которой, почти в 3 раза будет снижен дефицит (до 1,5% к ВВП на 2018 год) и сокращен гарантированный трансферт из Нацфонда (на 280 млрд. тенге).

Внесены изменения в бюджетное законодательство. Поправки направлены на более быстрое доведение государственных средств до экономики, уменьшение неосвоения бюджетных средств и на увеличение количества проектов ГЧП.

В целях повышения финансовой самостоятельности регионов и вовлечения гражданского населения в решение задач местного значения, внедрены бюджеты 4-го уровня. Поступление налогов в бюджеты сел, поселков и сельских округов и самостоятельное определение приоритетности их расходования, является одним из стимулирующих факторов активизации деятельности на уровне МИО. Это обеспечивает равные фискальные возможности регионам в предоставлении населению бюджетных услуг, гарантированных Конституцией Республики Казахстан и законодательством.

Приняты законодательные изменения, предусматривающие обеспечение контроля и мониторинг за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора.

В 2017 году приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы.

Новый Налоговый кодекс вступил в силу с 1 января 2018 года.

Начиная с обретения независимости республики это третье поколение Налогового кодекса. Первый Кодекс был принят в 2001 году. Второй через 8 лет, в 2009-м. И вот через 9 лет – новый Налоговый кодекс.

Снижены штрафы (за занижение авансовых платежей с 40% до 20%). Сокращены основания для налоговых проверок. Предусмотрены стимулы в электронной торговле, автомобилестроении, геологоразведке, переработке сырья и привлечении инвестиций. Упрощены налоговые процедуры для МСБ и АПК.

Изменена идеология – она направлена на защиту добросовестного бизнеса и упрощено администрирование.

Проведенная налоговая реформа позволит к 2025 году увеличить поступления в бюджет в размере 653 млрд. тенге, привлечь в экономику 4,1 трлн. тенге инвестиций, создать свыше 7 тыс. рабочих мест.

Таможенный Кодекс РК, вступивший в силу также

с 1 января 2018 года, помимо имплементации норм Таможенного Кодекса ЕАЭС, направлен на стимулирование внешнеторговой деятельности, упрощению процедур торговли и снижению административных барьеров, развитию транзитного потенциала.

Также предусмотрено снижение нагрузки на предпринимателей, к примеру, сокращением сроков исковой давности для МСБ до 3 лет, расширением списка основания добровольного признания ошибки.

3) Развитие предпринимательства

В 2017 году для дальнейшего дерегулирования бизнеса принимались системные меры по:

1) реформированию государственной контрольно-надзорной деятельности;

2) регулированию информационных инструментов;

3) реформированию разрешений, выдаваемых монополистами и субъектами квазигосударственного сектора;

4) фронтальному снижению всех видов издержек бизнеса.

Все они легли в основу, подписанного Главой государства, Закона по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности.

Согласно Закону государственные контрольные функции сокращены почти на 30%.

В частности, в связи с дублированием и отсутствием эффективности сокращены:

  • 20 сфер контроля и надзора из 114;
  • 108 контрольных функций государственных органов, не связанных с рисками угрозы безопасности государству и потребителю, из 544;
  • с 30 до 15 рабочих дней – сроки проведения проверок по особому порядку;
  • с 30 до 10 рабочих дней – внеплановые проверки.

В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия количество требований сокращено на 85% и на 72% – требований в сфере пожарной безопасности (санитарные и медицинские проверки бизнеса сокращены в 1,7 раз, 34,5 тысяч субъектов МСБ освобождены от санитарных проверок).

Выявлено более 1 600 информационных требований к бизнесу, часть которых дублируется и является не актуальной. В этой связи, все информационные инструменты и порядок их представления четко регламентированы, а их количество до конца года будут сокращены на 30%.

В последующем планируем проработать возможность автоматизации процессов их предоставления.

Впервые законодательно урегулирован вопрос оказания субъектами естественных монополий и квазигоссектора обязательных услуг (выдача документов, носящих разрешительный характер) для физических и юридических лиц.

Введен запрет на координацию деятельности поставщиков закупок, участников торгов, если эти действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. За нарушение данного запрета предусматривается штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение в течение года - 150 МРП.

В рамках Закона реализован пакет законодательных инициатив для достижения задачи по вхождению в первую

30-ку стран в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business». В частности:

  • введены запреты госорганам и финансовым организациям требование печати на документах субъектов частного предпринимательства;
  • упрощен порядок выдачи сертификата о происхождении товара при экспорте;
  • введен инструмент факторинга и финансового лизинга для процедур банкротства и реабилитации.

В целом, реализация Закона улучшит условия правового регулирования предпринимательской деятельности и снизит административную нагрузку и издержки предпринимателей.

4) Развитие государственно–частного партнерства

Для привлечения дополнительных инвестиций в экономику, Министерством проводились мероприятия по развитию инструментов ГЧП.

В 2017 году внедрены новые типовые документации по детским садам, общежитиям, поликлинике, семейно-врачебным амбулаториям, уличному освещению, ЖКХ. Это позволило с использованием ГЧП заключить 172 договоров на 193,4 млрд. тенге. Это в 8 раз больше, чем за все предыдущие годы.

Хочу отметить 3 крупных республиканских проекта. Это строительство автомобильного пункта пропуска «Нур-жолы» на сумму 98 млрд. тенге. По данному проекту договор ГЧП был заключен в декабре 2017 года.

В начале текущего года были заключены договора по концессионному проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая дорога (БАКАД)» на сумму 512 млрд. тенге и проекту ГЧП «Создание, внедрение и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы «Күнделік» на сумму 5,8 млрд. тенге. В настоящее время данные проекты находятся на стадии реализации.

Для ускорения привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру, в конце прошлого года дополнительно упрощены процедуры: этапы сокращены с 5 до 3, а сроки заключения договора с 7 до 3 месяцев.

Внедрена возможность планирования стандартизированных (однородных) проектов ГЧП с учетом специфики отрасли в рамках государственных программ.

Для обеспечения доступности ГЧП для бизнеса внедрена упрощенная схема по принципу «программного ГЧП», также запущена Единая информационная база по проектам ГЧП.

Для содействия улучшению работы ГЧП создана Комиссия по концессионным проектам особой значимости, а также внесены поправки в Правила по вопросам планирования и реализации проектов ГЧП и концессионных проектов.

5) Сокращение участия государства в экономике

В целях достижения задачи по сокращению доли государства в экономике до 15% и расширению вклада частного сектора в экономику страны реализуется Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы.

На 1 июня 2018 года Комплексный план приватизации содержит 881 организацию, из них выставлено 482, реализовано 411 объектов на сумму 210,2 млрд. тенге.

Таким образом, эти объекты перешли в частные руки.

6) Развитие регионов

Министерством реализован комплекс мер по повышению конкурентоспособности регионов, развитию центров экономического роста, перспективных моно- и малых городов и сел, в том числе опорных сельских и приграничных населенных пунктов.

Для обеспечения управляемой урбанизации страны, с 2016 по 2018 годы приняты Межрегиональные схемы территориального развития Алматинской, Астанинской, Шымкентской и Актюбинской агломераций.

В 2017 году начата реализация концепции «SmartCity» в центрах агломераций в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».

С целью повышения экономического потенциала сел, а также обеспечения участия сельского населения в распределении бюджетных средств на местах внедряется самостоятельный бюджет и коммунальная собственность местного самоуправления в 2018-2020 годах.

За период реализации проекта «С дипломом в село» оказана социальная поддержка свыше 54 тыс. специалистам, которые получили подъемное пособие на сумму 12,5 млрд. тенге, а около 23,5 тыс. специалистов получили бюджетные кредиты на жилье на сумму 57,0 млрд. тенге.

В 2017 году в рамках Программы развития регионов до 2020 года реализованы 30 проектов по рациональному обустройству и развитию городов и сел на 18,4 млрд. тенге.

Реализовано 164 бюджетных инвестиционных проекта по развитию водоснабжения и водоотведения (на сумму 55,8 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета), в том числе по:

  • городам 30 проектов (на 20,7 млрд. тенге);
  • сельским населенным пунктам – 134 проекта (на 35,1 млрд. тенге).

В результате, доступ к централизованному водоснабжению в городах увеличился с 88% в 2016 году до 93,8% в 2017 году, сельской местности – с 52,3% до 57,4%.

Реализованы 17 проектов по строительству и реконструкции групповых водоводов на 11,1 млрд. тенге.

7) Международное экономическое сотрудничество

В целях углубления интеграции в мировое экономическое пространство и расширения своего экспортного потенциала проводится системная работа в рамках ВТО, ОЭСР и ЕАЭС.

В рамках ВТО в 2017 году рассмотрено и направлено более 50 уведомлений, принято участие в разработке 25 международных правил в увязке с внутренними казахстанскими нормами.

В рамках ЕАЭС в 2017 году принят ряд важных документов. В их числе основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, Дорожная карта по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 гг. и др.

Также ратифицирован и с 1 января т.г. вступил в силу новый Таможенный Кодекс ЕАЭС, в котором систематизировано и кодифицировано действующее таможенное законодательство.

В текущем году подписаны Соглашения по облегчению условий торговли с Ираном и Китаем, также подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Молдовой и Хорватией.

Интеграционные меры дают положительные результаты, что подтверждается отчетными данными.

В 2017 году товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС увеличился на 25,9% до 17,3 млрд. долл. США, в том числе экспорт – на 30,2%.

Прямые иностранные инвестиции из стран ЕАЭС в Казахстан выросли на 42%.

С момента функционирования Союза в Казахстане количество совместных предприятий возросло в 1,5 раза. Всего на территории Казахстана на 1 мая 2018 года действуют 9,9 тысяч совместных предприятий со странами ЕАЭС.

В рамках международного сотрудничества по инициативе Главы государства подписаны Рамочные соглашения о партнерстве с ведущими международными финансовыми организациями – Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития и Исламским банком развития, Европейским инвестиционным банком.

Сегодня с участием международных финансовых организаций реализуется 25 инвестиционных и институциональных проектов на сумму 2,1 млрд. долл. США. Доля привлекаемых средств от международных финансовых организаций составила 76,2%.

Проекты реализуются по таким приоритетным направлениям, как поддержка МСБ, строительство и реконструкция дорог, модернизация муниципальной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства и зеленой экономики, социальная модернизация и др.

В целях продолжения эффективного сотрудничества принято решение о продлении действия Рамочных соглашений о партнерстве до 2020 года.

В 2017 году утверждена национальная Дорожная карта по реализации рекомендаций ОЭСР. В истекшем году ОЭСР одобрила продление реализации Страновой программы сотрудничества с Казахстаном до конца 2018 года.

В знак признания и доверия со стороны ОЭСР в прошлом году в период с 23 по 25 октября в г. Алматы было проведено первое выездное заседание Недели Евразии ОЭСР 2017.

2.  Задачи Министерства на 2018 год

Позвольте проинформировать о задачах Министерства на текущий год. Так, работа Министерства сконцентрируется на следующих направлениях.

1) Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого роста экономики

Министерство направит работу на усиление межотраслевой координации по обеспечению поступательного развития экономики страны.

Будет проводиться эффективная бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание устойчивости госфинансов с гибкой и благоприятной налоговой средой.

В рамках дальнейшего развития налогового законодательства будут рассмотрены вопросы по регулированию порядка налогообложения самостоятельно занятых и реформированию индивидуального подоходного налога.

Продолжится фискальная децентрализация с укреплением доходной части местного бюджета, будут проработаны подходы по передаче на местный уровень поступлений КПН от МСБ.

Для эффективного управления долгом в текущем году будут определены предельные объемы внешнего долга квазигосударственного сектора на 2018 и 2019 годы и лимиты долга МИО на 2019 год.

Будут внесены изменения в Концепцию Нацфонда в части исключения внутреннего долга.

Также в реализацию мероприятий второй инициативы Президента Министерством планируется снижение налоговой нагрузки для повышения заработных плат низкооплачиваемых работников. Так, с 1 января 2019 года налогооблагаемый доход работников с зарплатой до 25 МРП уменьшится на 90%. Оставшаяся зарплата будет облагаться ИПН по ставке 10%. Таким образом, налоговая нагрузка снизиться в 10 раз.

Механизмом предполагается мгновенное и гарантированное получение работником дополнительного дохода (в момент получения основной зарплаты) без увеличения финансовой нагрузки на работодателя.

Соответствующие поправки в налоговое законодательство включены в законопроект по вопросам социального обеспечения, одобренные 23 мая 2018 года Мажилисом Парламента и направленные на рассмотрение в Сенат Парламента.

2) Развитие предпринимательства

В текущем году будет продолжена работа по вовлечению населения в предпринимательскую деятельность.

За счет инструментов и новых инициатив в рамках программы «ДКБ-2020» будет охвачено мерами господдержки более 150 тыс. предпринимателей, в том числе обучено основам предпринимательства порядка 16 тыс. человек.

В рамках «ДКБ-2020» будут внесены поправки в НПА, связанные с полной автоматизацией мер господдержки и обеспечено финансирование нефинансовой поддержки через целевые трансферты бюджетам областей, городов Астаны и Алматы.

Будет подготовлен новый пакет системных мер по улучшению бизнес климата на региональном уровне и стимулированию вывода бизнеса из «тени».

Продолжится проведение рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса и присуждение специальной премии по его итогам.

3) Развитие конкуренции и частного капитала

В целях повышения эффективности деятельности субъектов естественной монополии, качества и надежности, предоставляемых ими услуг будет принят Закон РК «О естественных монополиях» и соответствующие подзаконные акты в его реализацию.

Для автоматизации процесса подачи заявок на утверждение тарифов естественных монополистов будет разработана и введена База «Монополист».

4) Сокращение участия государства в экономике

В рамках Комплексного плана приватизации в 2018 году ожидается завершение продажи объектов по Комплексному плану приватизации, за исключением 7 крупнейших компаний Фонда «Самрук-Казына», реализация которых требует тщательной и детальной подготовки. Это КТЖ, Казатомпром, Самрук-Энерго, Казахтелеком которые планируется реализовать путем вывода на IPO/SPO в 2019 – 2020 годах.

Ожидаемый доход от приватизации госсобственности и продажи активов, входящих в состав национальных управляющих холдингов, составляет от 4 до 7 млрд. долларов США.

5) Развитие ГЧП

С целью планирования большего количества проектов ГЧП местными исполнительными органами, Министерством совместно с заинтересованными государственными органами прорабатываются:

  • вопрос по актуализации методики определения лимитов государственных обязательств;
  • утверждение лимитов принятия обязательств МИО по проектам ГЧП на 2018-2020 годы;
  • вопрос по признанию гарантированных платежей из бюджета в рамках договоров ГЧП в качестве залога, для защиты прав кредиторов;
  • перечень ГЧП.

Главными результатами данной работы должны стать активизация применения механизмов ГЧП в регионах и увеличение количества заключенных договоров, с 183 до 250.

Региональное развитие

Продолжается реализация Программы развития регионов до 2020 года.

В рамках программы будет реализован 343 бюджетных инвестиционных проекта по развитию водоснабжения и водоотведения на сумму 93,4 млрд. тенге (средства республиканского бюджета), в том числе по:

  • городам 24,8 млрд. тенге на реализацию 58 проектов;
  • сельским населенным пунктам – 68,6 млрд. тенге на реализацию 285 проектов.

Также в регионах будут реализованы 15 проектов по строительству и реконструкции групповых водоводов на сумму 15,2 млрд. тенге.

В результате запланированных работ доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению в городах составит 93%, а на селе – 58% и 12% соответственно.

В целях создания условий для устойчивого развития регионов на основе эффективного использования социально-экономического потенциала каждого региона будут выработаны предложения по разработке Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года.

Также будут внесены изменения в Программу развития регионов до 2020 года, в том числе в части выделения не менее 100 млрд. тенге из всех источников на сельское водоснабжение.

6) Международное сотрудничество

На системной основе будут защищаться экономические интересы Казахстана на площадке ВТО.

Для расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС будут заключены соглашения о свободной торговле с Израилем, Египтом, Индией, Сингапуром и Сербией.

Продолжатся работы по цифровизации экономик ЕАЭС, устранению изъятий и ограничений на рынке Союза, а также совершенствованию договорной базы в сферах таможенного, технического, транспортного регулирования, госзакупок и конкуренции.

В рамках Страновой программы ОЭСР на 2018 год продолжится работа по присоединению к 12 оставшимся правовым инструментам, реализации 17 новых Обзоров, а также повышению статуса Казахстана в 8 комитетах ОЭСР.

В целях дальнейшего развития торговли будут реализованы «Дорожная карта по развитию электронной торговли» и мероприятия по электронной торговле Программы «Цифровой Казахстан», внесены изменения в закон «О регулировании торговой деятельности».

Уважаемые участники встречи!

Министерство приложит все усилия для реализации поставленных Главой государства задач и предпримет исчерпывающие меры по обеспечению макроэкономической стабильности и экономического роста в стране.