• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Доклад министра национальной экономики Даленова Р.Е. на пленарном заседании Сената Парламента РК по законопроекту, 14.03.19

Доклад министра национальной экономики Даленова Р.Е. на пленарном заседании Сената Парламента РК  по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности»

Законопроект предусматривает порядка 400 поправок в 56 законодательных актов (11 кодексов и 45 законов), направленных на:

  • создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в сферу торговли;
  • совершенствование налогового и таможенного администрирования;
  • совершенствование электронной и биржевой торговли, а также торговли в сфере агропромышленного комплекса;
  • дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности с государствами – членами Евразийского экономического союза;
  • сокращение теневого оборота в экономике за счет развития безналичных платежей и введения системы маркировки и прослеживаемости товаров.

***

В целях повышения инвестиционной привлекательности, участникам специальных экономических зон предоставляется право выбора на применение нулевой ставки НДС при реализации товаров на ее территории.

Одновременно снижается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В рамках налогового администрирования внедряются модуль «Виртуальный склад» и информационная система «Электронные счета-фактуры».

Также предусматриваетсяперенос сроков повсеместного применения онлайн контрольно-кассовой машины с 2024 года на 2020 год. При этом одновременно законопроектом предусмотрены стимулы для малого бизнеса для беспрепятственного перехода на онлайн ККМ. В частности, введена возможность уменьшения для них суммы налога до 60 тыс. тенге при приобретении онлайн ККМ.

***

Для развития электронной торговли предусматривается пакет поправок, направленных на:

  • упрощение таможенного декларирования, путем использования почтовых документов в качестве декларации;
  • введение понятия электронной коммерции и четкого разграничения субъектов электронной торговли;
  • развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
  • введение прозрачной и эффективной системы защиты прав потребителей.

Также в законопроекте уделено особое внимание вопросам защиты прав потребителей в электронной торговле.

Закреплен принцип защиты интересов потребителей в электронной коммерции, не ниже уровня защиты, предусмотренные Законом о торговой деятельности.

***

В рамках законопроекта предусмотрены нормы и по совершенствованию товарных бирж.

Вводится понятие рыночной цены, то есть цены сформированной за счет чистой конкуренции и свободного доступа субъектов бизнеса к биржевой торговле.

Исключается режим классического аукциона, который не обеспечивает равноправную состязательность всех участников биржи.

Исключается неэффективный институт лицензирования брокеров и дилеров. При этом усиливается ответственность самого бизнес-сообщества за счет сохранения института аккредитации на биржах и введения добровольного профессионального саморегулирования.

***

Большое внимание в законопроекте уделено вопросам торговли в агропромышленном секторе.

В целях улучшения доступа отечественных производителей к торговым сетям законопроектом предусмотрен запрет на установление ретро-бонусов на реализацию социально-значимых товаров. 

В отношении остальных продовольственных товаров введен лимит по установлению ретро-бонусов в размере не более 5%.

Предусмотрены нормы по введению большей гибкости для деятельности стабилизационных фондов. В частности, расширяются полномочия СПК по самостоятельному определению времени и количества закупаемого товара, а также его последующей реализации.  

Наряду с этим, предлагаются дополнительные меры по сдерживанию роста цен на СЗПТ. Акиматам дается возможность поддерживать торговые сети, реализующие продовольственную продукцию по себестоимости (по цене ниже рыночной). Данная мера выступает альтернативой использования резервов стабилизационных фондов.

Введена обязанность субъектов внутренней торговли размещать товары отечественного производства в визуально и физически доступных местах.

***

В целях сокращения теневой экономики и борьбы с контрафактной продукцией в законопроекте предусмотрены нормы по маркировке и прослеживаемости товаров.

Маркировка товаров обеспечит полную осведомленность покупателя о составе и характеристиках товара, дате и месте его производства, законности его реализации продавцом, а также всю цепочку посредников, задействованных в его доставке и хранении.

Такого рода идентификация товара обеспечит защиту прав потребителей и предупредит действия недобросовестных бизнесменов, вводящих их в заблуждение.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет утверждаться Правительством по согласованию с субъектами бизнеса (предварительно требуется АРВ и положительный пилот). 

Также в реализацию международных обязательств Республики Казахстан, на законодательном уровне предлагается уточнить цели и принципы применения регулирования внешнеторговой деятельности, особенности и условия применения  тарифных льгот и преференций.

***

В целом, законопроект направлен на поддержку предпринимательской деятельности, сокращения издержек бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности и комплексное развитие торговой инфраструктуры.