• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Доклад Министра национальной экономики РК Даленова Р.Е. на заседание Правительства по вопросам развития ГЧП

Государственно-частное партнерство необходимо для развития экономики и конкуренции.

Это взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, улучшение услуг населению, снижение нагрузки на бюджет и привлечение инвестиций.

Влияние Государственно-частного партнерства на экономику

В последние годы увеличилось привлечение инвестиций через государственно-частное партнерство. Это внесло вклад в рост ВВП на уровне 0,2%.

Текущая ситуация

На 1 мая общее число проектов составляет 1 285, на сумму 2,9 трлн. тенге. В том числе уже заключено 548 договоров на сумму 1,5 трлн. тенге.

На стадии подготовки 737 проектов на сумму 1,4 трлн. тенге.

Наибольшее количество проектов приходится на сферы образования, здравоохранения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта.

На республиканском уровне имеется 25 проекта, в том числе заключено 9 договоров, 2 проекта на стадии конкурса и 14 на стадии планирования.

Лидерами по количеству заключенных договоров являются Восточно-Казахстанская область, Павлодарская область и город Алматы.

На данном слайде показан рейтинг регионов по 4 основным критериям.

1. По количеству заключенных договоров.

2. По проектам, реализуемым без выплат из бюджета.

3. По компетентности.

4. По открытости информации для инвесторов.

Следует отметить, что высокий рейтинг у Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Акмолинской и Костанайской областей. Низкий показатель у Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Атырауской областей и г. Шымкент.

Для развития экономики важно не количество, а качество. Министерством проведен анализ по 3 категориям проектов.

I категория – полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета.

II категория – частичное возмещение инвестиций за счет бюджета и за счет услуг с рынка.

III категориябез возмещения из бюджета. Возмещение происходит за счет услуг.

Таким образом, считаем необходимым развивать те проекты государственно-частного партнерства, которые требуют минимального возмещения из бюджета. Это снимет нагрузку на бюджет и привлечет больше инвестиции.

Сегодня пул проектов распределен равномерно. В то же время есть проекты с полным возмещением, есть проекты с частичным возмещением. При этом, есть проекты без возмещения и с частичным возмещением из бюджета это по 372 проектам с привлечением 951 млрд. тенге инвестиций.

Таким образом, для привлечения инвестиции с минимальной нагрузкой на бюджет, считаем необходимым делать упор на проекты без возмещения из бюджета или с минимальным возмещением (II-III категории).

Примеры таких объектов в разбивке по отраслям представлены на данном слайде. Это образование, здравоохранение, энергетика, транспорт и т.д.

Существуют бюджетные ограничения и существуют лимиты принятия обязательств. В тоже время государственно-частное партнерство должно максимизировать инвестиции. Действующие лимиты надо использовать так, чтобы можно было привлечь максимальное количество инвестиций. Это возможно если придать приоритет проектам с минимальным возмещением из бюджета. Это даст больше инвестиций, меньше нагрузки на бюджет и увеличит период.

Для активизации государственно-частного партнерства принимаются следующие меры.

Первое. В целях упрощения процедур законодательно предусмотрен новый инструмент – «Программное государственно-частное партнерство». Теперь процедуры государственно-частного партнерства можно предусмотреть в отраслевых государственных программах.

Сегодня «Программное государственно-частное партнерство» применяется в Министерстве образования и науки.

В рамках «Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы» реализуются проекты по строительству общежитий ВУЗов и колледжей.

Данный опыт можно применить в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, туризме и других отраслях.

Второе. Фабрика готовых проектов

В целях привлечения инвесторов необходимо открытость информации со стороны центральных и местных исполнительных органов.

В этой связи предлагается планируемые и реализуемые проекты размещать в едином формате для доступа инвесторам.

Это повысит информированность потенциальных инвесторов.

Третье. Имплементация последних рекомендаций международных экспертов

Совместно с международным экспертным сообществом (ЕБРР и АБР) прорабатываются законодательные поправки по снижению валютных рисков, предоставлению международного арбитража для крупных проектов, расширению возможностей для консорциумов, упрощению процедур возмещения затрат частного партнера.

Государственно-частное партнерство является большим источником привлечения инвестиций. Этого можно добиться через увеличение качественных проектов, которые несут минимальную нагрузку на бюджет.

Центральным и местным государственным органам необходимо активизировать работу по применению механизма государственно-частного партнерства для максимального привлечения инвестиций, снижения нагрузки на бюджет, развития конкуренции и повышения качества услуг населению.