• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Исполнение Плана мероприятий на 2014 – 2020 годы по реализации Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан по состоянию на 1 июля 2019 года

В реализацию основных направлений Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан утвержден План мероприятий до 2020 года.

Мероприятия Плана направлены на обеспечение сбалансированности государственных финансов и бюджетную эффективность, оптимизацию текущих расходов бюджета и расширение солидарной ответственности частного сектора, реформирование подходов по бюджетным инвестициям, повышение экономической отдачи налоговой системы, поддержание государственного долга и долга квазигосударственного сектора на безопасном уровне, эффективное использование средств Национального фонда Республики Казахстан и совершенствование межбюджетных отношений.

Всего Планом мероприятий предусмотрено 37 мероприятий.

По состоянию на 1 июля 2019 года исполнено 28 мероприятий, по двум мероприятиям работа планомерно близится к завершению, семь мероприятий реализуются на ежегодной основе.

В рамках реализации Плана мероприятий совершенствовано бюджетное законодательство в части повышения самостоятельности администраторов бюджетных программ при исполнении бюджета и оптимизации бюджетной отчетности исполнения бюджета.

Пересмотрены методологические подходы планирования и оценки реализации бюджетных инвестиций, что позволяет использовать результаты мониторинга реализации бюджетных инвестиций при планировании бюджета и его уточнении.

Неоднократно осуществлялась оптимизация бюджетных расходов, в связи с уточнением макроэкономического прогноза и перераспределением средств на приоритетные направления. 

По итогам проведенной уполномоченными государственными органами работы переход от субсидирования производителей услуг сельского хозяйства, автомобильного, железнодорожного транспорта и авиасообщения к адресной поддержке потребителей на данном этапе признан непродуктивным, тогда как адресный подход показал свою эффективность в области жилищных отношений и социальной сфере.

Созданы условия для стимулирования энергосбережения и привлечения в нее инвестиций, с связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».

Внесены изменения в соответствующие акты по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предусматривающие исключение стимулов к завышению стоимости проектов на всех стадиях их реализации, а также проведена ревизия типовых проектов социальных объектов с целью оптимизации их стоимости.

Обеспечена согласованность инвестиционной политики квазигосударственного сектора и бюджетных инвестиций в части формирования единой отраслевой инвестиционной карты бюджетных инвестиций квазигосударственного сектора.

Регламентированы ограничения по принятию концессионных обязательств (20 % от доходов республиканского бюджета), а также порядок учета и мониторинга концессионных обязательств.

Введение нового кода бюджетной классификации, единого формата данных в виде приложений к Национальному отчету по реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей позволило обеспечить полноценную и достоверную информированность о поступлениях от компаний-недропользователей в местный бюджет и их использовании. Информация доступна в режиме онлайн на сайте Единой государственной системы управления.

Принятие поправок в ноябре 2017 года в Бюджетный кодекс обеспечило правовую основу для перехода на метод начисления в государственном секторе. Поправки предусматривают понятие «прогнозная консолидированная финансовая отчетность», статьи по формированию и представлению прогнозной консолидированной финансовой отчетности в составе проекта бюджетов, сроки введения прогнозной консолидированной финансовой отчетности для республиканского бюджета – с 1 января 2020 года, для областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы – с 1 января 2023 года.

Сохранен действующий порядок начисления индивидуального подоходного налога, с целью поддержания стабильной социально-экономической обстановки в регионах республики.

По результатам ревизии действующих налоговых льгот исключены льготы на сумму более 200,0 млрд. тенге.

Интегрированы в Концепцию новой бюджетной политики основные положения Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом.

Поправки, внесенные в июле и ноябре 2017 года в Бюджетный кодекс создали правовую основу для решения вопросов, связанных с регулированием привлечения субъектами квазигосударственного сектора внешних займов.

Наиболее крупные субъекты квазигосударственного сектора своими решениями утвердили собственную политику управления долгом и финансовой устойчивостью.

Приняты протокольные решения Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан о выделении гарантированного и целевых трансфертов, а также облигационных займов в 2015 – 2016 годах из Национального фонда.

В целях стабилизации активов Национального фонда и повышения эффективности использования его активов принята Концепция формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, предусматривающая ограничения по использованию Национального фонда в виде ежегодного фиксированного гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет.

Внесены изменения в отраслевое законодательство, предусматривающие наделение местных органов полномочиями по субсидированию стоимости топлива предприятий теплоснабжения.

Проработан вопрос передачи с 2020 года местным бюджетам поступлений КПН от малого и среднего бизнеса (МСБ). Передача КПН от МСБ даст дополнительный стимул местным исполнительным органам на развитие региональной экономики и увеличение собственных доходов местного бюджета.

Принятие Закона Республики Казахстан «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017 – 2019 годы», предусматривающего увеличение прогноза расходов бюджетных программ развития местных бюджетов, обеспечило разграничение сфер финансирования между республиканским и местным бюджетами в рамках бюджета развития.

В настоящее время по двум пунктам работа продолжается и поэтапно идет к завершению.

Обеспечена законодательная основа для дальнейшей реализации мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих. С 2018 года стартовал пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда на базе Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, его ведомств и их территориальных органов, Министерства юстиции, Департамента юстиции г. Нур-Султана и управлений юстиций районов столицы, акиматов городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента  и Мангистауской области.

По итогам анализа пилотного апробирования новой системы оплаты труда будет рассмотрен вопрос о ее распространении на другие государственные органы.

Министерством национальной экономики совместно с уполномоченными государственными органами проведена работа по анализу деятельности подведомственных государственных учреждений на предмет коммерческой направленности деятельности и возможности финансирования за счет получаемых доходов от оказания услуг. По результатам проведенного анализа ряд государственных учреждений переведены на финансирование в зависимости от объема оказанных услуг. 16 лабораторий в сфере дорожного транспорта реорганизованы путем слияния и преобразования в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Национальный центр качества дорожных активов».