• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Выступление Министра национальной экономики на брифинге после отчетной встречи перед населением 19 июня 2019 года

Выступление Министра национальной экономики на брифинге после отчетной встречи перед населением 19 июня 2019 года

Сегодня я представил отчет о проделанной работе Министерства национальной экономики за 2018 год. Рассказал об экономических итогах прошлого года и о планах на будущее нашего Министерства. Отметил 3 ключевых направления:

  1. развитие предпринимательства в стране.
  2. цены и тарифы.
  3.  развитие регионов.
  1. Экономические итоги

Экономический рост в 2018 году составил 4,1%. Он повторил уровень предыдущего года (в 2017 г. 4,1%). По итогам 5 месяцев т.г. рост ВВП составил 4,0%. (5 мес. 2017 г. – 3,9%).

Инвестиции в основной капитал выросли на 17,2% в 2018 году против 5,8% в 2017 году (за 5 мес. т.г. – 7,8%).

Инфляция замедлилась с 7,1% в 2017 году до 5,3% в 2018 году. Она находится в планируемом коридоре.

Казахстанский экспорт увеличился на 12,5 млрд. долл. США до 61 млрд. долл. США (рост на 25,7%). Основную позицию в экспорте занимает сырая нефть 37,8 млрд. долл. США (рост на 42,2%). В тоже время, экспорт обработанных товаров увеличился и составил 15,7 млрд. долл. США.

Сохранена сбалансированность госфинансов. В 2018 году дефицит РБ снижен до 1,2% к ВВП. Это наименьший уровень с 2007 года.

Объем промышленного производства в 2018 году составил 27,6 трлн. тенге, это больше на 4,9 трлн. тенге (4,1%) значения 2017 года.

Итоги деятельности МНЭ

В 2018 году проведена работа по упрощению бюджетных процедур. В результате, республиканский бюджет освоен на 99,99%.

В рамках усовершенствования налогового законодательства на 100 млрд. тенге отменены налоговые льготы и в 10 раз снижена налоговая нагрузка на работников с низкой заработной платой (порядка 2 млн. чел.).

За счет улучшения механизмов ГЧП за прошедшие 2 года подписано около 500 договоров ГЧП на 1,36 трлн. тенге против 21 договора на 60,8 млрд. тенге за 2005-2016 годы.

В минувшем году доля электронной торговли в розничной торговле увеличилась с 1,9% до 2,9% или на 92 млрд. тенге.

В 2017 году присутствие государства в экономике снизилось до 17,3%.

  1. Развитие предпринимательства

За прошедшие 3 года в рамках ДКБ выделено 247,1 млрд. тенге. В результате финансовую поддержку получили более 13 тыс. проектов МСБ. Участниками программы ежегодно:

  • уплачиваются налоги на 175 млрд. тенге;
  • создается 10 тыс. рабочих мест;
  • производится продукция на 3,3 трлн. тенге.

На постоянной основе проходят обучение и тренинги по усилению бизнес потенциала до 20 тыс. человек в год.

За 1 кв. 2019 года поддержано 715 проектов, по которым выплачено 11,5 млрд. тенге.

Наша амбициозная цель в этом направлении – увеличить долю МСБ в экономике до 35% в 2025 году и до 50% к 2050 году (по предварительным данным в 2018 году - 28,3%).

В августе т.г. будет принята новая Дорожная карта бизнеса – 2025. В ДКБ – 2025 будут усовершенствованы инструменты финансовой поддержки.

Критерии отбора будут ориентированы на производительность и конкурентоспособность проектов с отказом от поддержки низкоэффективных предприятий. Это позволит достичь максимальной экономической эффективности выделяемых средств из бюджета.

В новой ДКБ будет предусмотрено увеличение размера кредитования оборотных средств с 60 до 360 млн. тенге и самого кредита с 20 до 60 млн. тенге для гарантирования кредитов до 85%.

Планируется включить микрофинансовые организации для участия в Программе наряду с банками.

Расширяется целевое назначение кредитов по приобретению франшиз и рефинансированию.

В рамках «ДКБ - 2025» будут создано более 30 тыс. новых рабочих мест, увеличены налоговые поступления до 1,3 трлн. тенге

Проводимая работа по улучшению условий ведения бизнеса в стране оценено международным рейтингом Doing Business. По итогам, Казахстан занял 28 место, улучшившись на 8 позиций.

По итогам инвентаризации (всех разрешенных видов деятельности для госкомпании) планируется сокращение Перечня разрешенных видов деятельности для квазигосударственного сектора не менее 5% ежегодно.

С целью разгосударствления продано 492 объекта на 495 млрд. тенге, ликвидировано 282 объекта.

В текущем году планируется реализовать 102 объекта, в 2020 году – 22 объекта (активы ФНБ).

Объявлен мораторий на создание (за исключением реорганизации действующих) новых госкомпаний в экономике до 31 декабря 2020 года, кроме создаваемых в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов.

В текущем году принят Закон, обеспечивающий качественную и системную передачу госфункций в конкурентную среду (О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи функций центральных и (или) местных исполнительных органов Республики Казахстан в конкурентную среду).

Будут переданы порядка 50 государственных функций.

По кардинальному улучшению и расширению бизнес среды подготовлен 8 пакет законодательных поправок. Изменения направлены на создание полноформатной системы электронной регистрации предприятия и отмены технического паспорта на первичные объекты строительства.

  1. Инфляция

В 2018 году индекс цен в целом сложился на уровне 5,3%.

Продовольственные товары подорожали на 5,1%, непродовольственные – на 6,4%.

В части тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерством в прошлом году был замедлен среднегодовой рост тарифов на коммунальные услуги с 8,6% в 2017 году до 2,45%.

В текущем году рост тарифов был снижен в среднем на 2,4%.

За 5 месяцев т.г. было проведено 87 внеплановых проверок в отношении субъектов естественных монополий и охраны земельных ресурсов.

На сегодня 32 субъекта привлечены к административной ответственности на 71,4 млн. тенге.

Вынесено 39 предписаний о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях.

Для сдерживания роста цен и пресечения ценового сговора проводится мониторинг и анализ товарных рынков на СЗПТ.

Эффективной мерой по сдерживанию цен на продовольственные товары является строительство ОРЦ (оптово-распределительных центров).

Эти центры предоставляют полный спектр услуг по закупу, хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов питания.

  1. Развитие регионов

По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2020 года увеличился:

  • уровень урбанизации (58,2%)
  • обеспеченность централизованным водоснабжением в городских населенных пунктах (94,5%)

В селах доступ к централизованному водоснабжению составил 59,9% (3 892 сел из 6 499), что больше на 2,5 п.п. значения 2017 года (57,4%).

По проекту «С дипломом в село» более 4 тыс. специалистам выдано бюджетные кредиты для приобретения жилья в сумме 13,7 млрд. тенге.

С 2018 года внедрен самостоятельный бюджет местного самоуправления в 1062 городах районного значения и сельских округах с населением свыше 2 тыс. человек. С 1 января 2020 года планируется внедрение бюджетов 4 уровня в остальных 1 334 сельских округах.

В текущем году Министерством сформирована новая Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года, являющаяся основой для нижестоящих документов системы госпланирования, в т.ч. Государственной программы развития регионов до 2025 года. Она будет направлена на улучшение качества жизни населения через развитие инфраструктуры в функциональных городских районах, моно- и малых городах и опорных селах.

Инфраструктура крупных городов, таких как Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центров будет развиваться вместе с близлежащими селами – спутниками.

Будут решаться задачи по благоустройству регионов, эффективному и рациональному обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения, по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства в целом.

По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2025 года будет увеличен доступ к централизованным системам водоснабжения: в городах до 97%, в селах до 62%. Планируются постройка и реконструкция 4385 км сетей водоснабжения и 616 км водоотведения.

Воплощение перечисленных планов позволит повысить благосостояние населения за счет повышения доступности социальных и экономических благ вне зависимости от места проживания.

В рамках принимаемых мер госпрограммы к 2025 году ожидается повышение уровня урбанизации страны до 62% и сокращение разрыва ВРП на душу населения между регионами до 2,8 раз.

По проекту «Ауыл – Ел бесігі» в перспективных селах будет целенаправленно проведен ремонт, строительство и реконструкция объектов социальной, инженерной инфраструктуры.

Другие вопросы деятельности МНЭ:

Доля внутренней торговли в структуре ВВП находится на стабильном 2-ом месте (после промышленности) и составляет 16,8% (в 2017 г. – 15,9%, в 2018 г. – 16,8%).

В секторе торговли работает 1/3 МСБ Казахстана, на которых трудятся свыше 1,5 млн. человек, и этот показатель ежегодно растет. По итогам 2018 года 17 рынков переведены в цивилизованный формат, построено 26 торговых объектов.

Сегодня, основной ориентир работы Министерства направлен на сдерживание цен на продовольственные товары и развитие электронной торговли.

Для сдерживания цен на продтовары предусмотрено:

- введение возможности акиматами устанавливать предельные цены на социально значимые товары при резком росте цен (15% выше пороговых значений, 30% при еженедельном росте);

- установление запрета за взимание платы торговыми сетями по размещению соцтовара на полках (ретробонусы).

- установление предельной торговой надбавки на СЗПТ;

- выделение 30% полочного пространства для казахстанских продтоваров.

Для стимулирования онлайн торговли отменены ИПН и КПН до 2023 года.

Упрощен порядок декларирования товаров на экспорт. Теперь почтовые документы признаны в качестве декларации.

Усилен институт защиты прав потребителей. Покупатель в электронной торговле защищен в той же мере, что и в обычной торговле.

Будет проводиться эффективная бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание устойчивости государственных финансов с гибкой и благоприятной налоговой средой.

При формировании бюджета на 2020-2022 годы будут перераспределены и оптимизированы бюджетные расходы, а также виды деятельности подведомственных организаций. Будет повышена рациональность расходов на строительство, включая проведение госэкспертизы.

Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование развития региональной экономики и расширение финансовой самостоятельности МИО.

Для этого с 2020 года местным бюджетам будут дополнительно переданы поступления КПН от МСБ. Это более 400 млрд. тенге дополнительных местных доходов.

В результате это усилит самостоятельность и повысит ответственность МИО при использовании бюджетных средств.

В настоящее время происходит активный переход к безналичному расчету в мире. Безналичный оборот является основным инструментом снижения теневой экономики, повышения прозрачности доходов бизнеса и добросовестной конкуренции.

Для этого прорабатываются вопросы перевода отдельных операций в безналичную форму и внедрение «cashback», который подразумевает зачисление бонусов для покупателей на карточные счета.

С целью привлечения новых инвестиций, а также стимулирования развития новых производств будет введен инвестиционный налоговый кредита.

Также, в целях сокращения административных и временных затрат налогоплательщиков будет проведена работа по упрощению уплаты налогов и социальных платежей.

Прорабатываются также хорошие предложения по налогам, оплачиваемые физическими лицами.

Сегодня жители многоэтажек должны платить налоги на имущество и земельный налог. При этом сумма налога небольшая, а административные затраты значительны (расчет налога, подготовка и раздача квитанций).

 

Предлагается объединить налоги на имущество и землю с физических лиц с отменой земельного налога для собственников многоквартирных жилых домов.

Предусмотрено изменение срока уплаты транспортного налога. Сейчас налог нужно уплатить до конца года. С 2020 года планируется оплачивать налог до 1 апреля следующего года (т.е. фактически у нас имеется 15 месяцев).

Основная цель проводимой работы – защита интересов добросовестного налогоплательщика.

Для создания комплексной экосистемы привлечения инвестиций в рамках переданных Министерству полномочий мы сконцентрируемся на формировании эффективной государственной политики по привлечению инвестиций. Фокус работы будет ориентирован не только на иностранные, но и на отечественные инвестиции.

При Министерстве создан и действует Инвестиционный Штаб по выработке практических предложений по улучшению инвестиционного законодательства и климата.

Прорабатываются законодательные изменения:

  • предоставление инвесторам стабильных условий по крупным проектам в приоритетных секторах экономики;
  • инвестиционный налоговый кредит (перенос срока уплаты налогов);
  • декриминализация налоговых правонарушений;
  • совершенствование миграционного, трудового, таможенного, уголовного законодательства и др.

Создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-Министра.

Кроме того, ведется работа по внедрению «Одного окна» на базе ГЧП. Это поможет инвесторам найти проекты в интересующих их сферах.

В рамках продвижения экспорта будут приняты финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта, представление Kazakh Export государственной гарантии по страховой деятельности.

По защите экономических интересов устранены 26 препятствий в торговле со странами ЕАЭС.

Предотвращены 5 антидепминговых мер в отношении Казахстана со стороны иностранных государств. Сняты риски по транзиту казахстанского угля и сжиженного газа.

Для облегчения процедур для экспортеров автоматизированы услуги и введено «Единое окно».

Для расширения географии экспорта прорабатывается вопрос по поставкам отечественных товаров в страны «Ближнего круга». По нашей оценке, к 2022 году возможно нарастить экспорт наиболее крупных экспортных товаров в Россию и Китай на 8,1 млрд. долл. США.

Проведены переговоры по созданию зон торговли с Индией, Египтом, Израилем и Сингапуром (экспорт в эти страны в 2018 г. составил $1,9 млрд., потенциал увеличения экспорта составляет $15 млрд).

Для эффективной и быстрой обратной связи с общественностью в еgov ведется портал «Открытые нормативно-правовые акты», где каждый из вас может ознакомиться с проектом законодательных актов на стадии разработки и высказать свое мнение, принять участие в его разработке.

На портале «Открытый диалог» проводятся интернет-конференции и опросы.

Кроме того, в Министерстве функционирует «Телефон доверия», чтобы вы могли сообщать о фактах коррупции и нарушениях норм Этического кодекса госслужащих.

Также, на сайте Министерства мы запустили «Ящик идей», в котором каждый желающий может оставить свои предложения по развитию нашей экономики. Все поступившие предложения рассматриваются командой экспертов Министерства.

Успешная реализация поставленных Министерством целей и задачей позволит обеспечить устойчивый экономический рост и способствует макроэкономической стабильности.