• Версия для слабовидящих
  • Мобильная версия

Вы здесь

Выступление Министра национальной экономики на отчетной встрече перед населением 19 июня 2019 года

Сегодня я представлю отчет о проделанной работе Министерства национальной экономики за 2018 год.

Я считаю это важным мероприятием. На таком мероприятии мы можем рассказать, что сделали, что делаем сейчас и о планах на будущее.

Кроме того, могу ответить на интересующие Вас вопросы. В своем докладе я коротко остановлюсь на экономических итогах за 2018 год.

Также расскажу о 3-х наиболее важных направлениях:

  1.  о развитии предпринимательства в стране.
  2. о ценах и тарифах.
  3.  о развитии регионов.

Затем, коротко, что мы сделали, делаем и что будем делать по другим направлениям деятельности министерства.

  1. Экономические итоги

Экономический рост в 2018 году составил 4,1%. Он повторил уровень предыдущего года (в 2017 году 4,1%). Такой рост мы называем устойчивым. Потому что рост ВВП в 2015 году был 1,2%, в 2016 году – 1,1%.

В текущем году по итогам 5 месяцев рост ВВП составлял 4,0%. (5 месяцев 2017 года – 3,9%).

Инвестиции в основной капитал выросли на 17,2% в 2018 году против 5,8% в 2017 году (5 месяцев т.г. – 7,8%).

Улучшение ситуации и стабилизация экономики способствовали умеренному росту цен. Инфляция замедлилась с 7,1% в 2017 году до 5,3% в 2018 году. Она находится в планируемом коридоре.

Детально остановлюсь на инфляции чуть позже.

Казахстанский экспорт увеличился на 12,5 млрд. долл. США до 61 млрд. долл. США (рост на 25,7%). Основную позицию в экспорте занимает сырая нефть 37,8 млрд. долл. США (рост на 42,2%). В тоже время, экспорт обработанных товаров увеличился и составил 15,7 млрд. долл. США.

Сохранена сбалансированность госфинансов. В 2018 году дефицит республиканского бюджета снижен до 1,2% к ВВП. Это наименьший уровень с 2007 года.

Объем промышленного производства в прошлом году составил 27,6 трлн. тенге, это больше на 4,9 трлн. тенге (4,1%) значения 2017 года.

Отдельные результаты деятельности Министерства:

В 2018 году Министерством проведена работа по упрощению бюджетных процедур. В итоге республиканский бюджет освоен на 99,99%.

В результате усовершенствования налогового законодательства на 100 млрд. тенге отменены налоговые льготы и в 10 раз снижена налоговая нагрузка на работников с низкой заработной платой (порядка 2 млн. чел.).

За счет улучшения механизмов по ГЧП за прошедшие 2 года подписано около 500 договоров ГЧП на 1,36 трлн. тенге. К сравнению в период 2005-2016 годов заключены 21 договоров на 60,8 млрд. тенге. Это значительное увеличение.

Улучшаются условия для электронной торговли. В минувшем году ее доля в розничной торговле увеличилась с 1,9% до 2,9% или на 92 млрд. тенге.

В целях развития рыночной конкуренции снижается участие государства в экономике до показателей развитых стран – 15%. В 2017 году присутствие государства в экономике снизилось до 17,3%.

Наши показатели в экономике позволили сохранить суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне инвестиционной надежности. Что отражает привлекательность страны для инвесторов. Министерство национальной экономики отвечает за координацию работы с тремя самыми авторитетными международными рейтинговыми агентствами S&P, Fitch, Moodys. Министерством проводится работа по защите рейтинга. Нами организованы и проведены 11 конференц – звонков, 17 встреч с Правительством и НБРК, встреч с МФО, 6 встречи с Посольствами, 2 встречи с квазигосударственным сектором, 8 встреч с частным сектором, 5 встреч с неправительственными организациями.

Министерство реализует ряд госпрограмм. В прошедшем году:

  • в рамках ДКБ – 2020 поддержано 3,1 тыс. проектов и обучено предпринимательству 22 тыс. чел.;
  • по 2 - му направлению (в городах) Программы «Еңбек» выдано более 1,3 тыс. микрокредитов и 484 госгарантии по ним. В 2018 году начал реализовываться новый инструмент – госгранты на безвозмездной основе в размере до 100 МРП на развитие новых бизнес-идей и по ним 3,9 тыс. чел. начали стартовый бизнес;
  • по Программе развития регионов реализовано 11 проектов по развитию городов и сел, и 331 инвестпроект по развитию водоснабжения.
  1. Развитие предпринимательства

По поддержке и содействию расширения предпринимательства реализуется программа ДКБ – 2020.

За прошедшие 3 года в рамках ДКБ выделено 247,1 млрд. тенге. В результате финансовую поддержку получили более 13 тыс. проектов МСБ. Участниками программы ежегодно:

  • уплачиваются налоги на 175 млрд. тенге;
  • создается 10 тыс. рабочих мест;
  • производится продукция на 3,3 трлн. тенге.

Также на постоянной основе проходят обучение и тренинги по усилению бизнес потенциала до 20 тыс. человек в год.

Сумма кредитного портфеля за 3 года составила 1,1 трлн. тенге.

За 1 кв. 2019 года уже поддержано 715 проектов, по которым выплачено 11,5 млрд. тенге.

Наша амбициозная цель в этом направлении – увеличить долю МСБ в экономике до 35% в 2025 году и до 50% к 2050 году (по предварительным данным в 2018 году - 28,3%).

В августе т.г. будет принята новая Дорожная карта бизнеса – 2025. В ДКБ – 2025 будут усовершенствованы инструменты финансовой поддержки.

Критерии отбора будут ориентированы на производительность и конкурентоспособность проектов с отказом от поддержки низкоэффективных предприятий. Это позволит достичь максимальной экономической эффективности выделяемых средств из бюджета.

Для нефинансовой поддержки будут предусмотрены специализированные курсы по применению ИТ-сервисов и новых цифровых решений для бизнеса.

Кроме того, в новой ДКБ будет предусмотрено увеличение размера кредитования оборотных средств с 60 до 360 млн. тенге и самого кредита с 20 до 60 млн. тенге для гарантирования кредитов до 85%.

Также планируется включить микрофинансовые организации для участия в Программе наряду с банками. Сегодня микрокредитование является основным источником финансирования инициатив микро и малого предпринимательства.

Совершенствуется механизм субсидирования ставок купонного вознаграждения по облигациям.

Расширяется целевое назначение кредитов по приобретению франшиз и рефинансированию.

Увеличивается размер государственного гранта с 3 млн. тенге до 5 млн. тенге для реализации новых бизнес-идей.

В рамках «ДКБ - 2025» будут создано более 30 тыс. новых рабочих мест, увеличены налоговые поступления до 1,3 трлн. тенге

Проводимая работа по улучшению условий ведения бизнеса в стране оценено международным рейтингом Doing Business. По итогам, Казахстан занял 28 место, улучшившись на 8 позиций. Лидирующими индикаторами являются защита миноритарных инвесторов (1 место), обеспечение исполнения контрактов (4 место), регистрация собственности (18 место).

Тем не менее, существуют «проседающие» направления. Это – подключение к системе электроснабжения, получение кредитов и международная торговля.

Для улучшения позиции Казахстана по развитию предпринимательства Министерством проводится активная работа. Сокращается перечень видов деятельности субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с принципами «YellowPages». Осуществляется масштабная приватизация предприятий. Государственные функции передаются в конкурентную среду. По кардинальному улучшению и расширению бизнес среды разработан 8 пакет законодательных поправок.

По итогам инвентаризации (всех разрешенных видов деятельности для госкомпании) планируется сокращение Перечня разрешенных видов деятельности для квазигосударственного сектора не менее 5% ежегодно. Также будет проведено сокращение организаций квазигоссектора и их адмперсонала (из 97,3 тыс. штатных ед. будет сокращено свыше 2 тыс. ед., экономия составит 5 млрд. тенге).

С целью приватизации и разгосударствления экономики продано 492 объекта на 495 млрд. тенге, ликвидировано 282 объекта.

В текущем году планируется реализовать 102 объекта, в 2020 году – 22 объекта (активы ФНБ).

При этом объявлен мораторий на создание (за исключением реорганизации действующих) новых госкомпаний в экономике до 31 декабря 2020 года, кроме создаваемых в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов.

Это позволит повысить эффективность управления госимуществом и сократить госучастие в бизнесе, оптимизировать штатную численность и расходы госорганов.

Кроме этого, в текущем году принят Закон, обеспечивающий качественную и системную передачу госфункций в конкурентную среду.

Закон закладывает правовую основу для расширения возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду.

По данному алгоритму в текущем году в конкурентную среду будут переданы порядка 50 государственных функций.

Подготовлен 8 пакет законодательных поправок. Изменения направлены на создание полноформатной системы электронной регистрации предприятия и отмены технического паспорта на первичные объекты строительства.

  1. Инфляция

В 2018 году индекс цен в целом сложился на уровне 5,3%.

Продовольственные товары подорожали на 5,1%, непродовольственные – на 6,4%.

При этом необходимо учитывать, что общая инфляция — это средний показатель роста цен 510 товаров и услуг по стране. Изменение цен на отдельные товары учитываются исходя из ее доли в потребительской корзине, и не всегда совпадают с показателем инфляции. Также рост цен в каждом регионе может отличаться.

Нужно понимать, что индивидуальная корзина не может учитывать все 510 наименований, тем более с учетом регионального аспекта.

В части тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерством в прошлом году был замедлен среднегодовой рост тарифов на коммунальные услуги с 8,6% в 2017 году до 2,45%. К примеру, рост тарифов на горячую воду замедлился с 10,9% в 2017 году до 2,2% в 2018 году, электроэнергию – с 5,0% до 1,1%, газ – с 11,4% до 2,7%, отопление – с 9,9% до 2,6%.

Субъектам естественных монополий нужно выполнять инвестиционные программы, обновлять изношенные коммуникации и основные средства.

В текущем году рост тарифов и вовсе был снижен в среднем на 2,4%. Например, в сфере водоснабжения – на 8%, водоотведения – на 6,6%, теплоснабжения – на 12,1%, газоснабжения – на 8,8% и электроснабжения – на 7,7% в среднем.

За 5 месяцев т.г. было проведено 87 внеплановых проверок в отношении субъектов естественных монополий и охраны земельных ресурсов.

На сегодня 32 субъекта привлечены к административной ответственности на 71,4 млн. тенге.

Вынесено 39 предписаний о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях.

Наше министерство постоянно поддерживает обратную связь с населением. Ведется анализ и мониторинг поступающих обращений и жалоб граждан. С начала этого года на мой личный блог поступило 457 обращений по вопросам ЖКХ. На все обращения даны разъяснения. Также организована проверка с выходом на объект по 303 обращениям, исправлена ситуация по 199.

В целях сдерживания роста цен и пресечения ценового сговора проводится постоянный мониторинг и анализ товарных рынков на социально-значимые продовольственные товары.

Внедрены альтернативные меры по стабилизации цен на СЗПТ, это:

  • формирование стабфондов через СПК (придание большей гибкости СПК и расширение его полномочий);
  • встречные обязательства для торговых сетей по реализации социальных продтоваров ниже рыночных цен и принятие типовых правил;
  • установление акиматами предельно допустимых цен на социальные продтовары;
  • согласование предельно торговых надбавок при каждом акимате и многое другое.

Эффективной мерой по сдерживанию цен на продовольственные товары является строительство ОРЦ (оптово-распределительных центров).

Эти центры предоставляют полный спектр услуг по закупу, хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов питания.

Многофункциональность ОРЦ позволит обеспечить население агропродукцией по приемлемым ценам. Баланс: цена – качество будет обеспечено принципом работы ОРЦ – без посредников.

  1. Развитие регионов

Региональная политика страны направлена на наращивание конкурентоспособности регионов и повышение качества жизни населения независимо от места проживания.

По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2020 года:

  • уровень урбанизации достиг 58,2%, это больше на 0,8% значения 2017 года (57,4%).
  • обеспеченность централизованным водоснабжением в городских населенных пунктах в 2018 году составила 94,5%, это больше на 0,7 п.п. значения 2017 года (93,8%).

В селах доступ к централизованному водоснабжению составил 59,9% (3 892 сел из 6 499), что больше на 2,5 п.п. значения 2017 года (57,4%).

При этом необходимо отметить, фактическое обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением на сегодня составляет 84,4% или 6,5 млн. человек из 7,7 млн. человек.

По проекту «С дипломом в село» более 4 тыс. специалистам выдано бюджетные кредиты для приобретения жилья в сумме 13,7 млрд. тенге.

С 2018 года внедрен самостоятельный бюджет местного самоуправления в 1062 городах районного значения и сельских округах с населением свыше 2 тыс. человек. С 1 января 2020 года планируется внедрение бюджетов 4 уровня в остальных 1 334 сельских округах.

Главной особенностью бюджета МСУ является участие 7,6 млн. граждан в процессе решения местных вопросов, в т.ч. в управлении бюджетным процессом МСУ.

Для устойчивого развития и обеспечения самостоятельности органов МСУ будет продолжена работа по увеличению доходной базы МСУ путем передачи дополнительных налоговых и других платежей, обучению и повышению практических навыков акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов.

В текущем году Министерством будет разработан ряд стратегических и программных документов по вопросам регионального развития.

Будет сформирована новая Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2030 года.

Прогнозная схема определяет стратегию развития регионов. В рамках него будет разработан демографический прогноз развития регионов до 2030 года.

Акцент в Прогнозной схеме будет на развитии «точек роста» на основе управляемой урбанизации. Будут определены региональные стандарты обеспечения базового качества жизни в регионах.

Это позволит обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов только на приоритетных направлениях и «точках роста». В результате ожидается «перелив» экономической активности и благосостояния на остальные территории за счет экономической интеграции.

Прогнозная схема является основой для реализации и нижестоящих документов системы госпланирования, в первую очередь, Государственной программы развития регионов до 2025 года.

Она будет направлена на улучшение качества жизни населения через развитие инфраструктуры в функциональных городских районах, моно- и малых городах и опорных селах.

Инфраструктура крупных городов, таких как Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центров будет развиваться вместе с близлежащими селами – спутниками.

Будут решаться задачи по благоустройству регионов, эффективному и рациональному обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения, по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства в целом.

По итогам реализации Госпрограммы развития регионов до 2025 года будет увеличен доступ к централизованным системам водоснабжения: в городах до 97%, в селах до 62%. Водоотведения – в городах до 97%; в селах до 13%. Планируются постройка и реконструкция 4385 км сетей водоснабжения и 616 км водоотведения.

В текущем году будет изменен и упрощен формат программ развития территорий.

Будут разработаны долгосрочные стратегии развития крупных городов до 2050 года и Комплексные планы соцэкономразвития городов Шымкент и Семей.

Воплощение перечисленных планов позволит повысить благосостояние населения за счет повышения доступности социальных и экономических благ вне зависимости от места проживания.

В рамках принимаемых мер госпрограммы к 2025 году ожидается повышение уровня урбанизации страны до 62% и сокращение разрыва ВРП на душу населения между регионами до 2,8 раз.

Уже сегодня 50% населения мира живет в городах. При этом 55% ВВП формируется в крупных городах численностью более 500 тыс. человек.

Увеличение уровня урбанизации на 1% может привести к увеличению ВВП на 0,12%. Когда город удваивается, его производительность увеличивается на 15%. Крупный город привлекателен для инвестиций и инноваций. Вокруг крупных городов будет развиваться сельское хозяйство.

Развитие сельских территорий является важным для регионов. Для этого реализуется проект «Ауыл – Ел бесігі».

По проекту «Ауыл – Ел бесігі» в перспективных селах будет целенаправленно проведен ремонт, строительство и реконструкция объектов социальной, инженерной инфраструктуры.

Проект будет реализовываться путем кластерного подхода.

Кластерный подход  позволит:

  • отобрать опорные села и охватить максимальное количество близлежащих сел-спутники;
  • эффективно направлять бюджетные средства на развитие сельских территорий;
  • до 2025 года охватить 6,5 млн. сельских жителей улучшенной инфраструктурой и благами (по прогнозу 83% сельского населения).
  1. Другие вопросы деятельности МНЭ:

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В 2018 году была проведена эффективная налоговая реформа. Вступил в силу новый Налоговый кодекс. Его новшества направлены на стимулирование инвестиций в производство, геологоразведку, нефтяные операции. Введен контроль доходов из зарубежных источников. Улучшены условия налогообложения МСБ и упрощены процедуры администрирования.

Введен принцип добросовестности налогоплательщика.

Для развития МСБ сохранены и улучшены условия применения специальных налоговых режимов.

В патенте снижена ставка с 2% до 1%, кроме торговли. Для них ставка 2% сохранена. Если они принимают платеж по карточке, то есть по безналичному обороту, то ставка будет не 2%, а 1%.

В целях стимулирования инвестиций предусмотрены новые подходы в налогообложении геологоразведки.

Для морских и глубоких месторождений введен альтернативный налог на недропользование, который заменяет специальные платежи недропользователей и зависит от финансовых показателей.

Для твердых полезных ископаемых введен механизм арендных платежей на основе австралийского опыта.

В целях стимулирования проектов по модернизации и реконструкции введена льгота по КПН. Льгота будет действовать на срок не более 3 лет и при условии, если инвестиции не менее 5 млн. МРП.

Также, предусмотрены стимулы для автомобилестроения и производителей сельхозтехники.

Введено трехвекторное администрирование, основанное на благонадежности налогоплательщика.

Сокращены на 56% (с 32 до 14) основания для проведения внеплановых налоговых проверок.

В то же время нашли отражения в новом Налоговом кодексе решения вопросов, возникающие в повседневной жизни человека как налогоплательщика.

Так, снижена налоговая нагрузка на работников с низкой зарплатой.

Отменена госпошлина за регистрацию места жительства (раньше было 0,1 МРП или 252 тенге).

Усыновители детей-сирот, получили освобождение от подоходного налога в пределах дохода 2,2 млн. тенге в год.

Для одного из родителей ребенка - инвалида, предоставлена льгота по земельному налогу, регистрационным сборам, госпошлине (в среднем 9 тыс. тенге).

Доходы личного подсобного хозяйства в пределах

700 тыс. тенге (282 МРП) не будут облагаться подоходным налогом. Кто сдает молоко, мясо на 700 тыс. тенге в год сам не платит налог, или если за него заплатил заготовитель, то удерживать подоходный налог у него не надо.

Уплата госпошлины за выдачу дубликата госномера при его утере стала меньше в 2 раза.

Другое новшество для автолюбителей – при угоне автомобиля собственник не будет платить налог на транспорт. Независимо снял с учета или не снял. Поиски могут идти долго: и год, и два, и более. Раньше собственник платил налог, пока не снимет с учета, теперь не надо.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Для развития экономики и конкуренции расширяется государственно-частное партнерство. Это снижение нагрузки на бюджет и привлечение инвестиций. Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. Улучшение качества услуг населению, а также снижение участия государственного сектора.

В условиях бюджетных ограничений ГЧП позволяет получить объекты, товары, услуги уже сегодня, а заплатить за них в будущем отложенными платежами.

Как пример, приведу строительство детского сада

на 320 мест. При реализации как бюджетный инвестиционный проект, затраты госбюджета на один год составят 740 млн. тенге.

А при реализации через механизм ГЧП, объект строится за счет инвестора. После введения в эксплуатацию государство возмещает частному партнеру вложенные инвестиции в течение нескольких лет. То есть в течение 5 лет по 148 млн. тенге.

ГЧП на сегодня уже позволило улучшить жизнь населения.

В целом с 2005 года с применением механизма ГЧП построено 442 объекта. В системе образования введено 207 детсадов, 29 школ и 24 колледжа. В здравоохранении построено 7 поликлиник и больниц, 51 ФАП (фельдшерско-амбулаторный пункт), врачебных амбулаторий, станций скорой помощи, 8 мед. лабораторий. Построено 9 ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс), 22 ДЮСШ, ледовых дворца и теннисных центров. Введены 4 жилых дома и 4 социальных центра.

Также введены объекты в энергетике и ЖКХ, транспорте и инфраструктуре.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

Доля внутренней торговли в структуре ВВП находится на стабильном 2-ом месте (после промышленности) и составляет 16,8% (в 2017 г. – 15,9%, в 2018 г. – 16,8%).

В секторе торговли работает 1/3 МСБ Казахстана, на которых трудятся свыше 1,5 млн. человек, и этот показатель ежегодно растет.

По итогам 2018 года 17 рынков переведены в цивилизованный формат, построено 26 торговых объектов.

Сегодня, основной ориентир работы Министерства направлен на сдерживание цен на продовольственные товары и развитие электронной торговли.

Для сдерживания цен на продтовары предусмотрено:

- введение возможности акиматами устанавливать предельные цены на социально значимые товары при резком росте цен (15% выше пороговых значений, 30% при еженедельном росте);

- установление запрета за взимание платы торговыми сетями по размещению соцтовара на полках (ретробонусы).

- установление предельной торговой надбавки на СЗПТ;

- выделение 30% полочного пространства для казахстанских продтоваров.

Для стимулирования онлайн торговли отменены ИПН и КПН до 2023 года.

Упрощен порядок декларирования товаров на экспорт. Теперь почтовые документы признаны в качестве декларации.

Усилен институт защиты прав потребителей. Покупатель в электронной торговле защищен в той же мере, что и в обычной торговле.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Будет проводиться эффективная бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание устойчивости государственных финансов с гибкой и благоприятной налоговой средой.

При формировании бюджета на 2020-2022 годы будут перераспределены и оптимизированы бюджетные расходы, а также виды деятельности подведомственных организаций. Будет повышена рациональность расходов на строительство, включая проведение госэкспертизы.

Политика межбюджетных отношений будет направлена на стимулирование развития региональной экономики и расширение финансовой самостоятельности МИО.

Для этого с 2020 года местным бюджетам будут дополнительно переданы поступления КПН от МСБ. Это более 400 млрд. тенге дополнительных местных доходов.

В результате это усилит самостоятельность и повысит ответственность МИО при использовании бюджетных средств. Повлияет на развитие МСБ и увеличит количество предприятий. Расширит производство и налоговую базу в регионе. Привлечет население для решения задач местного значения.

Также в этом году для регионов будут определены трансферты общего характера на 2020-2022 годы. В трансфертах планируется заложить больше возможностей для развития, строительства социальных объектов и инфраструктуры в регионах.

Продолжится работа по реформированию бюджетного процесса. Ее главная цель – повысить отдачу от каждого тенге выделяемых бюджетных средств.

По налоговой политике основная работа уже проведена. Дальнейшее ее совершенствование будет направлено на решение приоритетных задач по стимулированию безналичных расчетов, расширению налогооблагаемой базы и упрощению процедуры уплаты налогов населением и бизнесом.

В настоящее время происходит активный переход к безналичному расчету. Безналичный оборот является основным инструментом снижения теневой экономики, повышения прозрачности доходов бизнеса и добросовестной конкуренции.

Для этого прорабатываются вопросы перевода отдельных операций в безналичную форму и внедрение «cashback», который подразумевает зачисление бонусов для покупателей на карточные счета.

С целью привлечения новых инвестиций, а также стимулирования развития новых производств будет введен инвестиционный налоговый кредит.

Кредит будет предоставляться на 3 года по КПН и налогу на имущество. Он будет беспроцентный, но в случае неисполнения инвестиционной программы, будет начисляться пеня.

Актуальным вопросом является расширение налогооблагаемой базы.

Также, в целях сокращения административных и временных затрат налогоплательщиков будет проведена работа по упрощению уплаты налогов и социальных платежей.

Прорабатываются также хорошие предложения по налогам, оплачиваемые физическими лицами.

Сегодня жители многоэтажек должны платить налоги на имущество и земельный налог. При этом сумма налога небольшая, а административные затраты значительны (расчет налога, подготовка и раздача квитанций).

Предлагается объединить налоги на имущество и землю с физических лиц с отменой земельного налога для собственников многоквартирных жилых домов.

Предусмотрено изменение срока уплаты транспортного налога. Сейчас налог нужно уплатить до конца года. С 2020 года планируется оплачивать налог до 1 апреля следующего года (т.е. фактически у нас имеется 15 месяцев). Это удобно для автовладельцев, количество которых в стране насчитывается около 3,7 млн.

Основная цель проводимой работы – защита интересов добросовестного налогоплательщика.

ИНВЕСТИЦИИ

Для создания комплексной экосистемы привлечения инвестиций в рамках переданных Министерству полномочий мы сконцентрируемся на формировании эффективной государственной политики по привлечению инвестиций. Фокус работы будет ориентирован не только на иностранные, но и на отечественные инвестиции.

При Министерстве создан и действует Инвестиционный Штаб по выработке практических предложений по улучшению инвестиционного законодательства и климата.

В рамках него прорабатываются законодательные изменения:

  • предоставление инвесторам стабильных условий по крупным проектам в приоритетных секторах экономики;
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • декриминализация налоговых правонарушений;
  • совершенствование миграционного, трудового, таможенного, уголовного законодательства и др.

Создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций под председательством Премьер-Министра.

Рабочим органом Корсовета является наше Министерство. Координационный совет будет рассматривать проблемы и вопросы по реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, ведется работа по внедрению «Одного окна» на базе ГЧП. Это поможет инвесторам найти проекты в интересующих их сферах, таких как здравоохранение, образование, ЖКХ и туризм. Также поспособствует регионам найти инвесторов для проектов, в реализации которых есть потребность.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Развитие международной торговли является важным компонентом экономической активности.

В рамках продвижения экспорта будут приняты финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта, представление Kazakh Export государственной гарантии по страховой деятельности.

По защите экономических интересов устранены 26 препятствий в торговле со странами ЕАЭС.

Предотвращены 5 антидепминговых мер в отношении Казахстана со стороны иностранных государств. Сняты риски по транзиту казахстанского угля и сжиженного газа.

Для облегчения процедур для экспортеров автоматизированы услуги и введено «Единое окно».

Для расширения географии экспорта прорабатывается вопрос по поставкам отечественных товаров в страны «Ближнего круга». По нашей оценке, к 2022 году возможно нарастить экспорт на 8,1 млрд. долл. США по товарам, которые мы производим/можем производить, и которые ближние страны импортируют из других государств.

Создание условий по увеличению экспорта на площадке ЕЭК (устранение барьеров на территории ЕАЭС, совершенствование положений Договора о ЕАЭС)

Проведены переговоры по созданию зон торговли с Индией, Египтом, Израилем и Сингапуром (экспорт в эти страны в 2018 г. составил $1,9 млрд., потенциал увеличения экспорта составляет $15 млрд).

Кроме того, в рамках СНГ ведутся переговоры по обсуждению проекта Соглашения о свободной торговле услугами.

В рамках проводимой работы по созданию благоприятных условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки, в текущем году завершены переговоры по заключению соглашения о создании зоны свободной торговли с Сербией, принят закон о ратификации Временного соглашения о создании зоны свободной торговли между государствами-членами ЕАЭС и Исламской Республикой Иран.

***

Для эффективной и быстрой обратной связи с вами в еgov ведется портал «Открытые нормативно-правовые акты», где каждый из вас может ознакомиться с проектом законодательных актов на стадии разработки и высказать свое мнение, принять участие в его разработке.

На портале «Открытый диалог» проводятся интернет-конференции и опросы. Как показала практика, они дают хорошую возможность пользователям получать исчерпывающие ответы в режиме онлайн. Для нас же это – необходимая обратная реакция и конструктивные предложения.

Кроме того, в Министерстве функционирует «Телефон доверия», чтобы вы могли сообщать о фактах коррупции и нарушениях норм Этического кодекса госслужащих.

Также, на сайте Министерства мы запустили «Ящик идей», в котором каждый желающий может оставить свои предложения по развитию нашей экономики. Все поступившие предложения рассматриваются командой экспертов Министерства.

Мне важен каждый Ваш вопрос и предложение. Вы можете написать на блог, как через официальный сайт нашего ведомства, так и через еgov, а также на социальные сети.

Уважаемые участники встречи!

В текущем году основными приоритетами работы нашего Министерства являются развитие предпринимательства, стимулирование привлечения инвестиций, повышение эффективности государственных расходов и налогово-бюджетной политики.

Развитие ГЧП, конкуренции, сокращение доли участия государства в экономике будут способствовать активизации частного предпринимательства.

Также важными задачами являются развитие регионов, повышение производительности труда, совершенствование госуправления и госсобственности, укрепление международного сотрудничества.

Успешная реализация поставленных целей позволит обеспечить устойчивый экономический рост и способствует макроэкономической стабильности.

 

Размещено: 19.06.2019
Обновлено: 19.06.2019